Подкаст «Побежали?!»: велоспорт — от любителя до профессионала
Расшифровка:
Алла: Всем привет! Меня зовут Алла Соколова. Я ведущий и автор идеи подкаста NewRunners «Побежали?!». Зима в разгаре, и порой хочется попробовать что-то новенькое. Сегодня мы поговорим о велогонках и чем они отличаются от велозаездов. Разберемся, какие нужны педали, какую скорость развивают любители погонять и где тренироваться зимой велосипедистам.
Сегодняшний гость — Вячеслав Наруков. Он настоящий поклонник велоспорта, марафонец, сооснователь Обнинского атомного марафона, президент Обнинской торгово-промышленной палаты. И в целом человек, состоявшийся во всех сферах своей жизни. Слава, привет!
Вячеслав: Всем здравствуйте!
Алла: Слава, что в твоей жизни появилось раньше: велогонка или бег?
Вячеслав: Бег. Я начал бегать в 2015 году. До этого у меня был большой перерыв в занятиях спортом и физкультурой, я практически ничего не делал.
Алла: Ты имеешь в виду после школы ты ничего не делал?
Вячеслав: Да, я учился в обычной школе, занимался баскетболом и единоборствами. В баскетболе я бегал на короткие дистанции. А как разминка к тренировке по единоборствам у нас были более продолжительные дистанции. Но максимум я бегал в юности километров восемь. Потом был долгий перерыв, институт, аспирантура, работа, становление. В общем, я ничем не занимался, я очень сильно поправился, и в 2015 году я пришел к тому, что надо что-то делать, надо бегать.
Алла: А почему именно бегать? Почему не вернулся в единоборства, баскетбол?
Вячеслав: Наверное, это самый доступный для меня вид спорта. Для того, чтобы заниматься командным видом спорта, надо быть привязанным к определенному времени. Без этого никак. Это то, что сейчас в велосипедной своей жизни я переживаю.
А бег, он доступен. Есть час времени — кроссовки надел, выбежал из дома, пробежал. Соответственно, помылся, оделся и пошел на работу. Утром, вечером или вместо обеда прекрасно можно побегать. Бег — это самый доступный вид спорта, для него практически ничего не нужно. Особенно летом, весной и осенью.
Алла: То есть ты в 2015 году начал потихонечку бегать. Может быть, именно поэтому появился Обнинский атомный марафон?
Вячеслав: Ну конечно! (Смеется. — Прим. ред.) Он появился в 2016 году. Если сделать отступление, мы бежали по лесу с моим другом и сооснователем марафона, он у меня спросил: «А как думаешь, в Обнинске возможно такое действие, как марафон?» Я сказал: «Почему бы нет? Почему невозможен?» Но на тот момент понимания, что это вообще можно сделать, у меня не было, а у него уже было отчаяние, потому что этот вопрос он уже задавал и мэру, и всем спортсменам города. Ему отвечали: «Да как? Дороги перекрыть? Да вы что! На половину дня? Это невозможно».
А еще у нас появилась в дальнейшем амбициозная идея — провести марафон в День города, именно начать День города с него. И мы услышали сотни слов „нет“, нам говорили: «Это невозможно. Это неправильно. Это неудобно». Но марафон состоялся, и в этом году мы провели совместно седьмой уже атомный марафон, в следующем году будет восьмой, и число бегунов у нас каждый год растет. И самое главное, ради чего мы это затевали: растет количество бегунов на улицах.
Мы видим, что город побежал, что люди и с утра бегают по паркам, по тротуарам, и вечером. В общем, люди бегают, и это приносит такое искреннее, такое душевное наслаждение, оттого что то, ради чего ты что-то делаешь, работает.
Алла: А тогда с чего началась любовь к велосипедам?
Вячеслав: Скажу честно: бегать было тяжело, потому что я весил 103 килограмма при моем росте 178 сантиметров. Это достаточно много.
Алла: А сейчас сколько ты весишь?
Вячеслав: В межсезонье я вешу 87. А марафон я преодолел с весом 82. Сильно похудел. (Смеется. — Прим. ред.)
Алла: Сильно, да.
Вячеслав: Первый марафон когда мы проводили, я кое-как преодолел дистанцию 10 километров. И, поскольку бегать было тяжело, я купил велосипед. (Улыбается. — Прим. ред.)
Алла: Кардинальное такое решение!
Вячеслав: Да. Много бегать я не мог, подумал, что можно на велосипеде проезжать больше и тренироваться больше. И тем самым разнообразить нагрузку. Мне это важно: побегать, поплавать, на велосипеде поездить. И не на одном, на разных велосипедах.
В общем, началось все с того, что я купил велосипед. К выбору подходил самостоятельно, хоть и вдумчиво, но, как и многие, кто на этот путь становится, допустил ошибки при выборе велосипеда. Тем не менее я на нем катался два сезона. В основном это было по утрам. Мы кооперировались с моим товарищем и с утра до рабочего дня, в шесть утра, выезжали и кружок по городу делали. Но это тоже немного, порядка 20 километров.
Алла: Но у тебя достаточно хороший результат в велогонках.
Вячеслав: Это я говорил, с чего я начал, а результат… Я нашел тренера. Можно и самостоятельно заниматься бегом, велосипедом. Но результаты могут не прийти из-за кучи ошибок. Тебе будет тяжело, еще чего-нибудь, не дай бог, повредишь и, соответственно, забросишь это дело.
Второй момент — это мотивация. Я про себя могу сказать, что тяжело найти мотивацию проснуться раньше шести утра, чтобы в шесть утра поехать на тренировку, или после рабочего дня детей по тренировкам развести, потом забрать их обратно, привезти домой и поехать опять на тренировку.
А когда у тебя есть либо какой-то такой товарищ, с которым ты тренируешься, либо тем более тренер, то эта мотивация находится гораздо легче. (Смеется. — Прим. ред.) Она даже может возникнуть извне, когда тебе тренер говорит: «Нет, знаешь, непозволительно прогуливать».
Алла: Какой у тебя самый лучший результат?
Вячеслав: Из всего, чем я могу гордиться, — это 3 часа 43 минуты.
Алла: Я знаю, что на велике за раз ты проезжал и по 140 километров. О чем ты вообще думаешь (смеется. — Прим. ред.), так долго крутя педали?
Вячеслав: (Смеется. — Прим. ред.) Были дистанции и побольше. И 180 мы проезжали несколько раз. Это от Обнинска до Калуги и обратно. И если говорить про эту дистанцию, там есть нюанс: мы заезжали в «Макдоналдс», подпитывались углеводами и ехали обратно. (Смеется. — Прим. ред.)
Алла: Да, в Обнинске, наверное, в «Макдоналдсе» не так вкусно, как в Калуге. (Смеется. — Прим. ред.)
Вячеслав: Конечно. А 140 километров — это живописнейший маршрут, он достаточно уже для нас привычный. Это мы выезжаем из Обнинска, едем через Малоярославец в Медынь, от Медыни мы едем — там деревня Кременское, куда в свое время отступили русские войска после Великого стояния на Угре.
Проезжаем Кременское, поворачиваем на охотничья угодья «Озерное» и едем в сторону Боровска. И это живописнейшая дорога, там с утра мало машин, идеальный асфальт. Мы по ней очень любим ездить, такой получается круг, и там неплохой набор по высоте, и, в общем, одно удовольствие.
Алла: Скажи, а вы сами разработали этот маршрут?
Вячеслав: Да, члены команды, тренер.
Алла: Подводя итоги прошлого года: твой гаджет показал активность 128 дней в году, 230 часов тренировок, больше пяти с половиной тысяч километров с каким-то нереальным набором высоты в 55 тысяч. Я могу сказать, что явно год у тебя удался. Где ты тренируешься, что успеваешь накатывать такие объемы?
Вячеслав: Город Обнинск, все окрестности.
Алла: То есть у тебя все по шоссе?
Вячеслав: Да. Город у нас маленький, для того чтобы выехать на шоссе, требуется на велосипеде проехать минут 10, и ты оказываешься либо на Варшавском шоссе, либо на Калужском, А108 — это кольцевая дорога. Это до Малоярославца, до Боровска, и, в общем, там магистрали, которые ведут к дачным сообществам.
И еще нельзя забывать, что я катаюсь не на одном велосипеде. У меня есть шоссейный велосипед, конечно, больший объем я на нем преодолеваю. А также кантрийный велосипед, он тоже помогает. За тренировку можно проехать 50–60 километров, это тоже немало и вносит вклад в общую копилку.
Алла: Ты можешь объяснить, в чем разница? Когда какой используется?
Вячеслав: По настроению. Это для того, чтобы тебе не надоедало одно и то же, один и тот же пейзаж. Ради чего вообще велосипедисты этим занимаются? Мне больше нравится на кантрийном велосипеде, потому что это поселковые дороги, речка, леса, разные пейзажи. То есть можно очень разнообразно провести время. Плюс разные покрытия: грунт, щебень. В общем, более резкие подъемы и спуски, потому что шоссе как-никак все пологое, а здесь есть и где порулить, и где упасть. (Смеется. — Прим. ред.)
Алла: И ты успеваешь насладиться природой?
Вячеслав: Конечно. Ради этого, в общем-то, и стоит кататься на велосипеде. На шоссе, я уже сказал, ездим по близлежащим трассам. Иногда, конечно, 60–70 % маршрута — это шоссе, автомобили, обочины, ничего, в общем-то запоминающегося, но 30–40 % — это появляющиеся прекрасные, с новым асфальтом дороги. Например, Тарутино — Курилово открылась два года назад дорога. Ее раньше вообще не было.
В общем, появляются дороги, на которых раньше только на кантрийном велосипеде можно было проехать, а сейчас это идеальный асфальт и на нем тоже можно покататься, и этот кусок, он, конечно, доставляет удовольствие. Потому что ты едешь, еще дорога петляет, какие-нибудь церкви, водонапорные башни, с которых льется вода, гужевые повозки, которые обычный горожанин не встретит, а мы встречаем. Какие-нибудь мостики удивительные над речкой. В общем, мне очень нравится это занятие.
И ты спросила, о чем я думаю. А самое главное — когда едешь на велосипеде, ни о чем и не думаешь, кроме как о самом процессе. Ты едешь, наслаждаешься, рулишь велосипедом, крутишь педали. Если вода заканчивается, то думаешь: где набрать еще? (Улыбается. — Прим. ред.)
Алла: Давай разбираться: какие бывают гонки? В чем разница между велогонкой и велозаездом?
Вячеслав: Я так понимаю, в той градации, которую ты предложила, речь о шоссейном велоспорте?
Алла: Да.
Вячеслав: У велозаезда дистанции поменьше, для самых новичков. По-моему, от 40 километров и до 90–100 километров с той же конфигурацией трассы, что и велогонка.
А разница в том, что в велозаезде не бывает призовых мест. Он менее численный, менее многочисленный по участникам. Гонка все-таки, когда стартуешь… Мы же стартуем рядом, велозаезд чуть-чуть позади. В велогонку стараются попасть все со своими амбициями и уровнем подготовки.
Велозаезд — там стартуют либо любители, которые еще не набрались опыта и побаиваются идти именно в гонку, потому что там на высоком пульсе люди иногда перестают контролировать велосипед, случаются завалы. Это такая, скажем, неприятная, но неизбежная ситуация. Поэтому часть любителей осознанно идут в велозаезд, потому что там спокойнее езда.
И туда очень много идут ветеранов, даже заслуженных, которые уже, может быть, не в форме, но очень хорошо умеют владеть велосипедом.
Алла: А ты первый раз в велогонке или в велозаезде принял участие?
Вячеслав: Я сразу поехал велогонку.
Алла: Сразу амбиции включились?
Вячеслав: Как-то другого варианта и не было. Еще и тренер меня, можно сказать, привел. Он, правда, был со мной где-то пару километров, потом уехал вперед. Он в группе А гоняется, и достаточно успешно. Я первый раз ехал в Рузе и тоже довольно неплохо проехал, особенно первую половину гонки. Вторую мне было тяжело.
Но это была сразу велогонка, 90 километров. После этого я стараюсь участвовать и во всех GRAN FONDO. А в этом году я проехал Садовое кольцо. Это тоже сумасшедшая по скорости гонка, очень много участников. И очень красивые пейзажи.
Я сегодня сюда ехал, на интервью, по Садовому кольцу на машине. И вспоминал… Я уже здесь каждую яму знаю, каждый мостовой стык, каждую выщерблину, потому что я здесь проехал на велосипеде.
Алла: Какие еще гонки бывают, помимо велогонки и велозаезда? По пересеченной местности какие-то бывают?
Вячеслав: Да. Люди как только не соревнуются на велосипедах! Соревнуются, кто быстрее съедет с какого-нибудь обрыва, несутся вниз, это зовется downhill. Бывает, ездят в лесу, с крутыми спусками, где рулежка очень тяжелая. Эндуро это называется.
И есть кросс-кантри, это самая легкая дисциплина, но и самая быстрая. На ней самые легкие велосипеды, с наименьшими ходами подвески, в районе 100–120 миллиметров ход подвески. Я катаюсь только на таком, хотя я не умею быстро съезжать с гор. Один раз на своем кантрийном велосипеде съезжал с даунхилльной трассы, и закончилось это тем, что я через себя полетел и сделал сальто. (Смеется. — Прим. ред.) Без последствий, но почувствовал спиной корни, на которые упал. И конечно, потом, когда я рассказывал о том, что я на эту трассу заехал, то все, кто меня знают, покрутили у виска и сказали: «Там другой велосипед нужен и навыки другие». (Смеется. — Прим. ред.) Я этому еще не обучен, да и, собственно говоря, у меня желания нет.
Алла: А существуют ли какие-то разные типы гонщиков?
Вячеслав: Конечно. Особенно в профессиональном велоспорте. Шоссейный велоспорт считается командным. Там есть лидеры и есть их помощники.
Лидер команды — это гонщик, обладающий достаточно высокими показателями в разных местах. Он может и в гору очень хорошо ехать, горные этапы преодолевать быстро, и равнинные. В команде лидер, естественно, один. И помощники работают на его успех, потому что успех лидера — это успех всей команды.
Обычно, когда показывают соревнования, мы смотрим самое зрелищное — это финиш велогонки. И я лично смотрел и недоумевал: как же так, какой-то гонщик прямо перед финишем, за 500 метров, за километр просто отъезжает в сторону и бросает крутить педали. И пока я сам не стал заниматься велоспортом, я не мог себе ответить на этот вопрос. А оказывается, это грегари так называемый. Это человек, который разгоняет команду, который всю гонку держал высокую среднюю скорость. За ним прятался лидер и другие члены команды. Этот помощник из себя все соки выжал на благо команды, и у него даже нет сил доехать в нормальном темпе до финиша, он просто дотуда докатится.
Дальше есть еще такие же помощники… Их два-три. И поочередно они отваливаются. Разогнали на полную мощность, выдали из себя все, что можно, и ушли в сторону. А за 300 метров до финиша лидер, он спринтер, включит свои короткие волокна и выдаст грандиозную мощность на финише, борясь с другими такими же лидерами.
Алла: А расстановку, кто за кем, когда отваливается, кто за кем едет, решает тренер?
Вячеслав: Я думаю, что это наработано, это дело тренера и дело руководителей команды.
Алла: Скажи, а в любительском спорте это есть?
Вячеслав: Нет.
Алла: То есть у любителей каждый сам за себя?
Вячеслав: Да, и в общем-то, многодневок у нас пока что нет, но я сейчас видел анонс, что на 2023 год планируется многодневка. Насколько я знаю, она пройдет в Петербурге, и я очень заинтересовался, хочу ее пройти, это будет очень здорово.
В любительском шоссейном велоспорте команды есть, но в основном это лидер и его ученики. Он их вывозит, но на соревнованиях уезжает вперед и, соответственно, борется с себе подобными, с руководителями других команд, с другими тренерами, и ему никто не помогает. Но тем не менее все атрибуты такие технические, как перестроение, удержаться на колесе, смены, — это, конечно, атрибуты и любительского в том числе велоспорта. Например, если группа развалилась на части и те, кто позади, хотят догнать группу, которая спереди, то выстраиваются в команду разные гонщики, не являясь изначально командой, но имея такой навык. 10–12 человек раскручивают так называемую карусель, когда спереди ты уходишь и садишься в хвост команды. И такая карусель закручивается, и из-за этого добывается скорость, которая выше, чем без группы.
Алла: Но об этом договариваются заранее или это происходит спонтанно во время гонки?
Вячеслав: Это все спонтанно.
Алла: А как люди общаются между собой на такой скорости?
Вячеслав: Интуитивно. Находится так называемый лидер, дернет, выйдет из группы, и есть те, кто его в этом поддержит.
Алла: То есть вы уже по умолчанию понимаете?
Вячеслав: Да-да. Никто друг с другом не договаривается.
Алла: Ты же понимаешь, бегуны на бегу поравнялись, поговорили за жизнь. (Смеется. — Прим. ред.)
Вячеслав: Да-да-да, в велоспорте никто друг с другом не разговаривает, если только не упали с велосипеда, тогда начинаются разговоры. (Смеется. — Прим. ред.)
Алла: У меня есть детский опыт катания на велосипеде. Иногда на даче я езжу на велике в магазин. То есть как-то педали крутить я умею. (Смеется. — Прим. ред.) Но каждый раз, глядя на проезжающего велосипедиста в полной экипировке, я задумываюсь: если начать заниматься велоспортом, то как подступиться? Километраж действительно пугает, сразу думаешь: «Боже мой, 100 километров на машине до дачи едешь — устанешь, а тут надо 100 километров педали крутить». С чего начать вообще?
Вячеслав: Если велосипед уже есть, то я бы начал с контактных педалей.
Алла: То есть без них никуда?
Вячеслав: Да. Это то, с чего начинается обучение езде на велосипеде. Потому что езда в контактных педалях и без них — это огромная разница. Например, ты некоторые элементы не можешь выполнить в обычных кроссовках. И контактные педали в том числе помогают крутить их правильно. После этого начинаешь чувствовать момент подтягивания ноги. Когда по кругу ноги двигаются, одна нога давит на педаль, а другая в этот момент педаль подтягивает, и тем самым увеличиваются мощность, выносливость и скорость.
И поэтому если у тебя уже есть велосипед, то не надо стесняться поставить на него контактные педали и купить соответствующую обувь. Это будет началом, а дальше, конечно, надо определиться с дисциплиной: где тебе нравится кататься — по пересеченной местности или по дороге? Если боишься выезжать пока на дорогу, то можно начать с пересеченной местности, и тогда нужен велосипед с амортизационной вилкой, а лучше еще с амортизатором сзади, который еще и заднее колесо может амортизировать…
Алла: Я никогда не пробовала контактные педали. Я немножко побаиваюсь, думаю: «Боже мой, это у меня будут пристегнуты ноги. Если я буду падать, как же я тогда с него соскочу, и прочее». (Смеется. — Прим. ред.) А ты же тоже во взрослом возрасте этому учился?
Вячеслав: Да, конечно.
Алла: Это насколько быстрый или легкий процесс?
Вячеслав: Скажу так: я падал несколько раз. Самое страшное — это не когда ты пристегнутый едешь, а когда забываешь выстегнуться в момент остановки. Это самое распространенное действие.
Алла: А где тренироваться зимой? Ты на улице до сих пор ездишь на велосипеде или уже перешел в какое-то крытое помещение?
Вячеслав: Можно ходить в студию для занятия на велотренажерах или поставить дома роликовый велотренажер с тремя основаниями, куда ставится обычный велосипед: ты садишься и едешь. Он тебе позволяет держать баланс. Достаточно неплохо можно покрутить педали, но скучно, на мой взгляд.
В Москве есть прекрасный велотрек, я на него езжу. Можно два-три раза в неделю кататься там на шоссейном велосипеде. Но, конечно, в идеале трековый иметь.
А что касается зимнего катания, есть специальная дисциплина. И мне повезло: в 2019 году была бесснежная зима. Я эту зиму провел полностью на велосипеде. На кантрийном велосипеде катался по лесам, по пересеченной местности. После этого баланс на велосипеде держишь совершенно по-другому, нежели до. Такие тренировки специально проводят для детей в велошколах. Как думаешь, можно ли забраться по обледенелой тропе, где лед голый, на обычной резине?
Алла: Я как раз сейчас об этом и думаю. Ты преодолеваешь их через сугробы или прямо по ледяным тропкам ездишь?
Вячеслав: По ледяным тропкам.
Алла: А как спуститься с этой тропки? А подняться?
Вячеслав: Оказывается, чем быстрее ты с нее спускаешься, тем баланс на велосипеде лучше, и то же самое с подъемом. Не надо сильно прокручивать колесо, можно найти момент сцепления. При определенном педалировании колесо будет тебя поднимать. Это такие удивительные навыки! Естественно, поскальзываешься, естественно, рулить надо аккуратнее. Это тоже навык — не дергать рулем вправо-влево, прямолинейность сохранять.
Кстати, сохранение прямолинейности — это основа шоссейного велоспорта. Запрещается резкие маневры делать в гонке, потому что справа, слева — везде гонщики… А еще интересный такой аспект, многие удивляются, когда это слышат: на трековом велосипеде отсутствуют тормоза. И отсутствует свободный ход втулки. Ты не можешь педали не крутить. (Улыбается. — Прим. ред.). Они всегда крутятся, потому что они жестко связаны с колесом. То есть там втулка не имеет свободного хода, и, соответственно, ты всегда крутишь: медленнее, быстрее, но крутишь всегда. Тормозов нет. (Смеется. — Прим. ред.)
Алла: Вот уж задумаешься-то когда, стоит ли оно того? Но, может быть, тем оно и интереснее. Кроме того, на треке наверняка есть ряд правил. Где любителю узнать про правила поведения на треке?
Вячеслав: Придешь на трек без соответствующей подготовки — тебя просто не пустят, потому что это опасно.
Алла: Это не беговой манеж, где ты пришел и по ходу уже осваиваешь все правила. (Смеется. — Прим. ред.)
Вячеслав: Да. На велосипедный манеж заезжают плотно на велосипедах с определенными техническими характеристиками. Не сказать, что очень много нюансов, их можно быстро освоить.
Велотрек — это под углом наклоненная поверхность, и угол этот меняется от виража к виражу. И эти разные технические приемы, перестраивания в группе… Группы разные, с разной скоростью, перестраиваться надо тоже аккуратно, чтобы никого не подрезать. И обучиться этому можно, но, конечно, туда люди приходят уже с определенным бэкграундом. Хотя бы сезон нужно отъездить на улице сперва.
Алла: У новичков есть какое-то специальное обозначение на спине, чтобы сразу было видно: от него надо держаться подальше? (Смеется. — Прим. ред.) Например, у водителей буква «У» на машине.
Вячеслав: Новичка и так сразу видно, без буквы «У». (Смеется. — Прим. ред.) Никаких обозначений специальных нет, но ребята, да и в том числе я про себя могу сказать, что я недавно так переживал этот вход на трек. Когда ты держишь дистанцию от впереди идущего велосипедиста больше, чем положено. Надо ехать, как говорится, на колесе, с минимальным расстоянием. Это может быть 10 сантиметров от колеса до колеса. А если ты держишь дистанцию метр, например, то, конечно, по тебе видно, что ты пока боишься приближаться к впереди идущему. В таком случае к тебе даже в этот метр может залезть какой-нибудь велосипед. То есть тебя просто обгонят и встанут перед тобой. А ты будешь крутить педали назад (смеется. — Прим. ред.), стараться притормозить.
Вообще, велотрек — это особое место. Я всем, кто любит велоспорт, рекомендую туда прийти, зимой там покататься. Это просто супер.
Алла: Слава, какие типичные ошибки делает начинающий велогонщик? Помимо того, что он держит дистанцию больше, чем надо?
Вячеслав: Самое, наверное, распространенное, но не для велогонщика, а для велолюбителя начинающего — это купить велосипед не по размеру. Велосипеды же подбираются по росту. Размеры бывают, как в одежде: XS, S, M, L, XL. Человек, например, возьмет большой велосипед, покатается на нем… Он даже не поймет, почему ему неудобно, и просто забросит этот велосипед, кататься не будет.
И потом, у нас же сейчас превалируют на рынке модели для пересеченной местности. А если ты собираешься ездить по дороге, по тротуарам и на пересеченную местность не собираешься выезжать, то тебе можно и побыстрее какой-нибудь велосипед, дорожный купить. Поэтому самые основные ошибки — это неподготовленным, не изучив тему, достаточно технически сложную, прийти в магазин и пытаться купить велосипед.
Один из ответов на вопрос «Как ты можешь проехать 150, 200 километров на велосипеде?» — потому что это необычный велосипед. У него, на первый взгляд, сидение плоское, немягкое, без пружины, но оно удобное, и поэтому на нем можно проехать большое расстояние.
Алла: Что делать с этими сидениями? Я смотрю, кто-то на начальных этапах чехлы покупает, но выглядит это, конечно, ужасно, когда классный велик и такая набалдашка на сидушку. (Смеется. — Прим. ред.)
Вячеслав: Сидушку, как ты говоришь, ни в коем случае нельзя надевать. Это просто нельзя делать. Тебе будет неудобно, где-нибудь натрет…
Алла: Но кажется, что будет помягче.
Вячеслав: Да, но мягкость достигается за счет велосипедного костюма, велосипедных трусов, они называются «бибы». Это трусы на лямках, у них подшит в том месте, где соприкасается тело с седлом, так называемый памперс — это мягкая подушка. Они бывают разные: потоньше и потолще, замшевые и синтетические. Кататься в них обязательно.
Алла: Короче, надо не набалдашник, а нормальные купить велотрусы.
Вячеслав: Да. И конечно, форма должна быть облегающая, потому что самый большой враг велосипедиста — это ветер. Даже не обязательно ветер, а воздух, сопротивление которого мы преодолеваем, когда разгоняемся. И, соответственно, если у тебя обычная футболка или что-то такое, что парусит, тебе это просто мешает ехать. Ты должен быть облегающим.
Алла: А что еще нужно из минимального набора экипировки на начальном этапе? Сразу вложиться в экипировку полностью достаточно дорого, особенно с учетом того, сколько стоит сам конь.
Вячеслав: Есть две стороны медали. С одной стороны, экипировка нужна хотя бы в единственном экземпляре, но вся сразу, без части экипировки ездить не рекомендуется. Могу сказать: есть велогонщики старой школы, они до сих пор катаются без шлемов. Но это неправильно, потому что сейчас и машин на дороге достаточно много, и просто когда ты учишься, то можешь упасть, поэтому шлем обязателен.
Обязательны очки. Потому что, когда ты катаешься на велосипеде, тебе в глаз может попасть все что угодно: от мелких камней до мухи. Я свои первые очки купил для велосипеда и после одного сезона ехал на машине с женой и попросил ее их достать из бардачка. Так она их посмотрела и говорит: «Слушай, они у тебя все в мелких-мелких царапинках, в скольчиках и так далее». На самом-то деле, если вы будете ездить без очков на велосипеде, то весь песок, все эти камушки будут у вас в глазах. Можно и управление потерять от этого. Да и здоровья глазу не прибавит. Поэтому велосипедные очки — это тоже обязательно.
Перчатки с мягкими подушками — около ладони они нашиты. И тебе они тоже позволяют долгое время опираться на руки и более комфортно себя чувствовать.
Велотрусы с памперсом, про которые мы с тобой поговорили.
Джерси — это облегающая рубашка на молнии с карманами. Сделана так, чтобы было и удобно, и практично.
Велотуфли к педалям. Хотя бы в одном экземпляре, но они обязательно нужны. Либо чтобы быстро кататься в кроссовках, то нужны контактные педали. По-другому никак. По-другому ты не будешь прогрессировать.
Алла: Слава, а самостоятельное обслуживание велосипеда занимает время?
Вячеслав: Конечно, начнем с того, что надо иметь еще и запаску. Нужна камера, либо герметик, либо насос. Сейчас все это уменьшается в размерах. Насосы бывают совсем маленькие, баллончики со сжатым воздухом продаются — доступно. Но надо иметь еще навык поменять камеру или, если это бескамерная резина, трубку шоссейную. Это отдельный, самый сложный, наверное, вид велосипедной шины, требуется тяжелый навык, чтобы заменить ее.
Обслуживание, конечно, требуется. В основном детали трансмиссии выходят из строя: кассета, цепь. И конечно, перед выездом меня тренер заставляет всегда чистить цепь, смазывать. От этого велосипед лучше едет.
Алла: В принципе, с точки зрения обслуживания велосипеда — это не дорого?
Вячеслав: Нет, конечно.
Алла: И это минимальные навыки, которым может обучиться и девушка, и парень?
Вячеслав: Я предпочитаю, честно говоря, обращаться к профессионалам. Потому что они сделают это за 10 минут, а ты за пару часов. И их услуги доступные. Например, замена колеса стоит 300 рублей.
Алла: Что подойдет из беговой экипировки? И вообще, может ли что-то подойти?
Вячеслав: Из беговой экипировки? Беговое питание может подойти: гели, батончики, изотоники. (Смеется. — Прим. ред.)
Алла: А пояса, например? Они одинаковые?
Вячеслав: У велосипедистов нет поясов никаких.
Алла: А у них карманчики на джерси.
Вячеслав: Карманы сзади в джерси. Бачки на раме на специальных крепежах. Крем для защиты кожи от загара тоже подойдет для бегунов. (Смеется. — Прим. ред.) Очки могут подойти. Точно.
А носки не подойдут. Потому что носки у бегунов более технологичные. У велосипедистов они более простые. Там нет никаких мягких подушечек в каких-то определенных местах. И у велосипедистов они длиннее и яркие. Если ты надеваешь обычные носки, особенно короткие (смеется. — Прим. ред.), ты сильно выбиваешься из толпы, тебя становится видно за версту.
Алла: Сразу видно — новичок.
Вячеслав: Да, сразу видно — новичок.
Алла: Здесь, наверное, еще велосипедки можно использовать потом бегуну? Если он хочет побегать трусцой.
Вячеслав: Ну да. Триатлонисты же бегают. Кстати, даже интересно, что в велоспорте часы не носят на руке. В велоспорте вешается компьютер над передним колесом перед собой, либо ты можешь часы свои снять с запястья и повесить их на специальное крепление. И пульсометр обязательно надеваешь на грудь. Бегун всегда держит на руке гаджет. В велосипедном мире это считается моветон, не надо этого делать.
Алла: Но гаджеты эти подходят, разумеется? Просто вопрос — место крепления?
Вячеслав: Да.
Алла: Слава, сколько стоит твоя экипировка?
Вячеслав: Велотуфли сейчас в районе 20 тысяч рублей стоят. Велокостюм — 25–30 тысяч. В районе 15 тысяч стоит шлем. Очки у меня, кстати, недорогие — в районе 5 тысяч, очень хорошие.
Алла: Сколько стоит твой велосипед?
Вячеслав: А велосипед — я, честно говоря, скажу так: у меня один из самых дорогих велосипедов, которые бывают. Это Pinarello DOGMA. Но я купил его относительно недорого. Без колес, правда. У меня просто колеса были с предыдущего велосипеда. Но в остальном я его купил с трансмиссией, со всем, что нужно, в районе 350 тысяч рублей.
Алла: То есть можно покупать велосипед частями?
Вячеслав: Да, есть целое движение у любителей — покупать не в сборе, а по частям велосипеды. На самом деле, те, кто покупает в магазине велосипед, они, скорее всего, столкнутся с так называемым апгрейдом впоследствии. Потому что в магазине производители так комплектуют свои велосипеды, что ты, покупая даже самую дорогую модель, можешь обнаружить самые простенькие колеса. Такое бывает.
Или, например, дорогую раму оборудовали механической системой переключения, а тебе впоследствии хочется электронику поставить. Вот этот апгрейд. Гораздо лучше сразу купить отдельно раму, которая тебе нравится, которая тебе подходит, соответственно, трансмиссию и колеса. И еще про трансмиссию — там бывает от разных видов местности, от разной подготовки.
Самое основное. Как продается велосипед? Он продается без педалей. Потому что педали у каждого свои, под свои туфли. Там есть разные системы.
Седло. Потому что седло, если ты свое нашел, то ты потом его из велосипеда к велосипеду переставляешь. (Смеется. — Прим. ред.) И, когда оно износится, покупаешь именно этого производителя, именно эту модель. Потому что это очень индивидуально.
И колеса — колеса бывают из разных материалов. Для разных даже назначений велосипедной жизни. То есть если ты едешь в горы покататься, то лучше тебе подойдут алюминиевые колеса на самом тоненьком профиле. Самые легкие. Там немного будет спиц, они будут не очень аэродинамичные. Но когда ты ползешь в гору, тебе, собственно, эта аэродинамика и не нужна. И алюминиевая дорожка тормозная, она лучше всего колесо останавливает. А если ты едешь по шоссе, то тебе может захотеться колес с высоким профилем, карбоновых. В общем, они аэродинамикой обладают, весом и способностью добавлять скорости.
Алла: Да, интересно. Это целый мир. А как ты смог, гоняя на велосипеде и часто принимая участие в мероприятиях, подготовиться и пробежать марафон?
Вячеслав: Вообще, как я пробежал марафон? Я проехал в конце мая Садовое кольцо. И тут меня осенила мысль: «Хочу пробежать марафон». Естественно, больше гонок в этом сезоне я не ездил, на велосипеде я практически не катался. Я бегал. И подготовка к марафону у меня заняла два месяца. Это мало очень, потому что до этого я не бегал.
Соответственно, в мае я начал. В конце июля я пробежал марафон. Я не ездил на велосипеде. Чтобы зайти в бег, преодолеть такую серьезную дистанцию, мне пришлось от велосипеда отказаться.
Алла: Тем не менее весь твой опыт за последнее время в велогонках дал фантастические результаты. За короткий срок ты смог подготовиться и пробежать достаточно хорошо марафон.
Вячеслав: Да, это заслуга велоспорта. Едешь на велосипеде, работает и сердце, и легкие. В общем, у бегунов и велосипедистов много общего.
Алла: После марафона ты пересел опять на велосипед?
Вячеслав: К сожалению, я проехал только несколько тренировок. Но в основном бегал, поддерживал беговую форму в этом сезоне. А в следующем попробую замахнуться на триатлон. Раз я могу бегать, раз я могу крутить педали, плыть тоже могу.
В бассейне буквально на днях меня позвали проплыть 5 километров. Я не доплыл. Но проплыл три километра за час ноль девять. Что более-менее нормально для преодоления полного Ironman, где требуется проплыть в открытой воде 3 километра 860 метров. Поэтому, можно сказать, и плыть я тоже могу. (Улыбается. — Прим. ред.)
Алла: Слава, я очень рада, что у тебя такие амбициозные цели. Спасибо тебе большое, что ты нашел время и пришел сегодня к нам в студию.
Вячеслав: Спасибо большое вам за приглашение, всем успехов!
Алла: А у нас в студии был Вячеслав Наруков. Настоящий поклонник велоспорта, марафонец, сооснователь Обнинского атомного марафона, президент Обнинской торгово-промышленной палаты и в целом человек, состоявшийся во всех сферах своей жизни.
Это был подкаст NewRunners «Побежали?!». Присылайте нам на почту любые вопросы о беге, и мы обязательно ответим на них в следующих выпусках. Подписывайтесь на наш телеграм-канал и слушайте нас везде: на Soundstream, в Apple- и Google-подкастах, «ВКонтакте», на «Яндекс Музыке», Castbox и других подкаст-площадках. Ставьте оценки, пишите комментарии, советуйте нам темы на podcast@newrunners.ru. Мы будем вам очень благодарны. А с вами была я — ведущая Алла Соколова, а также Татьяна Батурина, наш редактор и звукорежиссер выпуска.
Войдите, чтобы добавить комментарий