Замер маршрута и голубая линия Промсвязьбанк Московского Марафона: как это было
Руководитель спортивного отдела Эдуард Титов рассказывает о том, как проходил третий по счёту замер маршрута Промсвязьбанк Московского Марафона и как впервые рисовали голубую линию для бегунов.
Ночь с 22 на 23 сентября. Половина первого. «Лужники». Тадеуш Дзеконский, измеритель AIMS/IAAF категории «А», стоит с велосипедом под стартовой аркой будущего Марафона. За его приготовлениями наблюдает корреспондент Москва-24, сотрудник ГИБДД и целый микроавтобус замерзших и сонных организаторов. До старта забега ещё около 57 часов, но наш марафон уже начался.
Мы познакомились с Тадеушем в 2013 году, когда он делал замер первого Московского Марафона. В 2014 году маршрут измеряли заново, так как финиш перенесли с Большой спортивной арены на Новолужнецкий проезд. В 2016 году сократилась часть на Никитском бульваре — вместо неё появился разворот на Моховой улице. Правила сертификации требуют официального замера в подобных случаях, поэтому Тадеуш приехал в Москву снова.
О том, как проходил третий по счёту замер маршрута Промсвязьбанк Московского Марафона и как впервые рисовали голубую линию для бегунов, я попросила рассказать Эдуарда Титова, руководителя спортивного отдела.
Подготовка к замеру
Тадеуш прилетел в Москву 21 сентября. Мерили мы в ночь с 22 на 23, накануне открытия ЭКСПО. Вечером делали подготовительную работу.
Сначала при помощи железной рулетки замеряется дистанция 500 метров, сначала в одну, потом в обратную сторону. Нужны три помощника: один держит начало рулетки, другой — её конец, третий забивает гвоздик каждые 50 метров. У нас, например, было несовпадение 1 см — Тадеуш делал поправки.
Потом нужно проехать по линии на велосипеде, чтобы определить, сколько оборотов делает колесо за эти 500 метров. Обороты считает специальный прибор, установленный на колесе. С его помощью измеритель понимает, что в километре, допустим, 300 оборотов колеса. Значит, в пятерке — полторы тысячи и так далее. Во время самого замера раскладка по количеству оборотов закреплена у измерителя на руке. Каждые 5 км, когда счётчик показывает нужное количество оборотов, специалист останавливается и делает отметку.
Проехав 500 метров, Тадеуш положил градусник и сфотографировал. В зависимости от температуры колесо увеличивается или уменьшается в размере — учитывая это, измеритель вносит поправки. Утром после замера Тадеуш ещё раз проехал нашу эталонную дистанцию.
Накануне мы проезжали дистанцию на машине, без велосипеда. Тадеуш хотел посмотреть, что изменилось. На Моховой нужно было вбить гвоздик в том месте, где по нашим предварительным данным получался разворот. Эта точка уточнялась в процессе работы.
Мы просили сотрудника ГИБДД, чтобы он перекрыл движение на перекрестке. Я думал, что он даже разговаривать с нами не будет, но ошибся. Говорит: «Зачем?» Я говорю: «Марафон. Все согласования есть». Бейдж показал. Говорю: «Это специальный замерщик. Он ответил: «Хорошо. Охраняешь будку — я иду». Без каких-то там колебаний, как настоящий профессионал, нажал какие-то клавиши, уверенным шагом вышел, машины остановил, помог подержать рулетку. Мы свою работу сделали и уехали.
Как проходил сам замер
В этом году замер впервые проходил в ночное время. Тадеуш говорит, что это вообще третий или четвёртый раз в его практике. Обычно он меряет днём. Ночью плохо видно счётчик на колесе, поэтому мы установили на велосипед дополнительную подсветку и периодически выходили из машины — светили на колесо, когда GPS подсказывал, что мы подбираемся к отметке.
Выехали мы в половине первого, а закончили около шести. Много времени отнимают остановки и медленное движение по встречке. Измеритель должен ехать именно так, как участники побегут по уже перекрытому городу. При этом во время замера дистанцию нам, конечно, не перекрывали. Была только одна машина ГИБДД, она ехала впереди с мигалкой.
Обычному человеку страшно ехать по встречке в Москве. Ведь даже машина ГИБДД не до конца защищает. Однако Тадеуш понимает, что это его работа, и её нужно сделать. В целом нам повезло, что в эту ночь в Москве движения было мало.
Как я уже говорил, Тадеуш останавливается каждые пять километров. Делает фотографии и отметки баллончиком. На разворотах вбивает гвоздики и делает ещё три отметки — отмечает радиус разворота. Вот здесь должен стоять конус, а вот тут должны бежать люди. Это всё входит в легенду, по которой потом составляются документы для нашей команды и сертификат AIMS.
Самая сложная работа — на разворотах. Потому что здесь даже машина ГИБДД не особо помогает. Машина-то стоит, а измерителю нужно растянуть рулетку в нескольких направлениях: туда два метра, сюда два метра. Плюс отойти и сфотографировать с разных ракурсов. И всё это ночью.
После замера
После замера выяснилось, что надо вносить поправки — сократить дистанцию на десять метров. То есть одну точку разворота надо было подвинуть на пять метров ближе. Пять туда, пять обратно — вот и получается десять. Мы договорились с Тадеушем встретиться на Моховой. Там работал сотрудник ГИБДД, с которым мы уже встречались. Он был приятно удивлен, когда увидел нас с Тадеушем снова. Я говорю: «Нам нужно внести поправки». А он отвечает: «Действуем по старой схеме. Ты охраняешь будку — мы идём на дорогу». Опять перекрыл, опять подержал рулетку. Тадеуш сократил дистанцию, сфотографировал, в принципе на этом промер был закончен. Теперь он может прислать нам документы и сертификат.
Несмотря на реконструкцию многих улиц в центре, разница с прошлым годом небольшая. Например, прошлогодняя отметка в 15 км на Крымском мосту оказалась в трёх-четырёх метрах от новой. Мы её нашли, когда вышли из машины делать новую.
Кстати, в этом году сам Тадеуш впервые пробежал дистанцию нашего Марафона. Справился за 3:33:27. И это в 65 лет!
Как рисуют голубую линию
Голубую линию мы делали впервые, уже на основе инструкций Тадеуша. Работы проводили ГБУ «Автомобильные дороги». Для нанесения временной разметки у них даже есть специальный отдел — производственный комплекс «Разметка». Нам выделили ту же машину, которая наносит любую другую дорожную разметку.
Впереди у машины висит так называемая удочка. Её выставляют в качестве ориентира: куда показывает удочка, там и будет нарисована разметка. У машины с двух сторон есть одинаковые каретки — они наносят краску. В зависимости от того, с левой или с правой стороны от машины надо делать разметку, бригада выдвигает одну каретку и убирает другую.
В машине сидит оператор с компьютером. Каждый раз, когда меняют каретки, он пересаживается на другую сторону. С помощью наушников и микрофона он держит связь с водителем. Вот я сижу рядом, он говорит: «Коля, поехали. Едем по прямой». Или: «Коля, мы должны сместиться, чтобы развернуться и поменять каретки. Выключай». И Коля останавливается.
Мы меняли каретки через каждые 200-300 метров. Машина же не может, например, заехать на бордюр, чтобы рисовать вдоль него. Поэтому подъехали, остановились, перекинули каретку, оператор пересел, удочку переставили. Мне казалось, что я их напрягаю, но для них это обычное дело. «Блин, опять выходить из машины, надоело» — ничего такого не было.
Мерили мы часов шесть, а рисовали линию все десять. Во-первых, потому что машина не должна разгоняться больше 20-25 км/ч. Во-вторых, потому что это очень кропотливая работа. Плюс мы попали в аварию: водитель проезжавшей мимо машины не заметил удочку и поцарапал себе дверь. Сначала ждали сотрудников ГИБДД. Потом машина уехала в ГАИ. Вместо неё приехала другая, с новой бригадой. Пришлось им всё заново объяснять.
Закончили мы поздно. Нас ещё немного задержал велопробег, украл у нас пару часов. Но ничего не поделаешь, мы в городе не одни мероприятия устраиваем.
«У нас не было других вариантов»
Большие проблемы были на всех разворотах. Особенно на Моховой. Нужно было выехать на середину дороги. Время около семи, жуткая пробка. Я думал, что там будет сотрудник, который нам помогал при замере, но его уже не было. Ребята выставили конусы. Они, кажется, сами были шокированы тем, что делают. Я говорю: «Ребят, нам эта полоса нужна, мы должны ее сделать». Все объезжают, сигналят. А машине надо было ещё хитрым образом развернуться на уровне Большой Никитской и подъехать задом. Я сейчас даже не могу понять, как они это сделали.
Возились мы долго, потому что нужно было сначала прочертить радиус разворота мелом, потом выставить машину так, чтобы каретка встала точно на эту полосу.
Обычно вслед за машиной, которая рисует разметку, едет прикрывающая Газель с мигающими знаками. Она предупреждает водителей о том, что впереди ведутся дорожные работы. У нас с самого начала машины сопровождения не было.
Я думаю, что такую работу нужно делать в несколько заходов, участками. Но нам нужно было сначала сделать официальный замер, а Тадеуш был занят. Не было другого варианта. Поэтому мы согласились рисовать линию накануне.
Войдите, чтобы добавить комментарий