Мария Шальнева: «Разрешите мне фотографировать»
Если вы периодически участвуете в забегах, то наверняка встречали Марию Шальневу. С 2011 она делает Fun-Run.ru — сайт, где собрано огромное количество фоторепортажей с беговых соревнований. Мы поговорили с Марией и узнали много интересного. Например, как фотографировать бегунов со стремянки и какой забег стоит провести в Тарусе.


Если вы периодически участвуете в забегах, то наверняка встречали Марию Шальневу. Хрупкая девушка с огромным фотоаппаратом то на стремянке, то с огромным смайлом в руках. С 2011 она делает Fun-Run.ru — сайт, где собрано огромное количество фоторепортажей с беговых соревнований. Мы обсудили с Марией особенности работы спортивного фотографа, умение совмещать бег с фотографией и многое другое.
Об увлечении
Я интересовалась фотографий с юности: папа подарил мне «Зенит», и мы с подружкой позировали друг другу в маминых нарядах. Потом сами проявляли чёрно-белые фотографии и зачем-то раскрашивали фломастерами, рисовали себе глаза и красные губы. Потом, на рождение дочки муж подарил мне фотоаппарат Olympus, которым я в основном снимала дочь. А в 2007 году я купила первый зеркальный фотоаппарат Canon 450d, чтобы фотографировать в путешествиях.
Мой любимый художник Александр Дейнека — большой любитель спорта — писал, что леса и поля для него по-настоящему красивы, когда через них пробегают спортсмены. Оказалось, что леса, поля и города и мне интересны только со спортсменами.
Сама я увлеклась бегом в 2003 году для поддержания формы. Периодически бросала, но с 2009 года начала заниматься регулярно, пробежала два марафона подряд (лучшее время было на полутрейловом марафоне «Тропами Блока» — 4:03) и получила травму — воспаление надкостницы.
Зимой 2011 года я пробежала полумарафон в США «через не могу». А весной ко мне обратился друг Алексей Егоркин и предложил поучаствовать в конкурсе Sape «Новостной сайт за три месяца», чтобы разобраться в интернет-рекламе и продвижении сайтов. Меня интересовала не только интернет-реклама, но и приличный призовой фонд в $10 тысяч — и я решила участвовать.
В тот период я давно замучила родных и знакомых своим бегом, даже завела блог в Живом Журнале для нового круга общения. Так что тематика будущего сайта сомнений не вызывала — конечно, бег. Я зарегистрировала домен Fun-Run.ru (свой первый «фан-ран», кстати, я впервые пробежала в 2010 году в Дубае), разобралась в Wordpress и начала заниматься контентом. Какие-то статьи переводила, какие-то писала сама, но понимала, что для действительно интересного новостного сайта не хватает репортажей.


О первых съёмках
Впервые с фотоаппаратом я появилась в мае 2011 года на марафоне в Лужниках. Фотографировать бегунов в упор я тогда стеснялась — сняла мужчину в траве и нескольких участников издалека и отдала камеру подруге: помоги, мол, нафотографируй мне бегунов для репортажа. Репортаж вышел, и тут же мне стали писать участники марафона и просить фотографии: «У вас нет такого-то номера?» Посещаемость в день публикации репортажа резко выросла, и я приободрилась. Мой сайт в результате занял пятое место среди семи сотен претендентов. Призовых я не получила, но поняла, что проект у меня неплохой, и бросать его не хочется. Сейчас Fun-Run.ru — это только площадка для публикации репортажей. Скоро я займусь его переработкой.
Переводные материалы это, конечно, интересно, но меня захватил спортивный репортаж. Более того, мне захотелось рассказывать о беге и бегунах, о взрослых марафонцах и о красивых девушках, которые тоже бегут марафон. На финише марафона в Лужниках я впервые увидела Мишель Митчелл и Яну Хмелёву. Яна прибежала третьей, Мишель была второй, к Мишель я постеснялась подойти, но Яну нашла в Facebook и попросила об интервью — оно вышло, и мы подружились!
Три года назад я попала на семинар по спортивной фотографии Дмитрия Донского «Спортивный или личный фотограф Ельцина». Была очарована Дмитрием и его фотографиями. Когда Дмитрий сказал, что преподаёт на журфаке МГУ, мне плохо стало — я ведь его закончила, но тогда меня не интерсовала ни фотография, ни спорт. А сегодня при слове «марафон» у меня учащается пульс, и я автоматически ищу глазами свой фотоаппарат. Сейчас, помимо фотографии, я мама 16-летней дочки и руководитель отдела розничного маркетинга магазина электроники OLDI, а также строитель дома и просто ленивый человек.


О тонкостях работы
Съёмка бегового мероприятия — очень азартное дело. Это не студийная постановка и не пейзажная съёмка, а дорога и люди. Бегущие люди. С одной стороны — это цельное мероприятие, с другой — история одного человека. Поэтому к первой настоящей съёмке забега я подошла очень серьёзно.
Московский Международный Марафон Мира-2011. Мне хотелось снять улыбающихся спортсменов, хотелось подбодрить участников на трассе, сказать, что я тоже бегаю, но сейчас у меня задача рассказать о вас, марафонцах... Я надела кроссовки, сделала смешную причёску, надела беговую юбку (могу сказать, что в Москве в беговой юбке я появилась одной из первых, поэтому юбка была воспринята марафонцами феерично), взяла диктофон, попросила у друга фотоаппарат с серьёзным, не «китовым» объективом и в таком виде появилась на трассе. Бегала вместе с марафонцами, записывала на диктофон слова участников, подбадривала уставших. Улыбок было море. Эйфория от преодоления первого марафона поблёкла по сравнению с тем результатом, который я получила от этой съёмки. И тут, что называется, Остапа понесло. Я начала много снимать.
Помимо съёмок делала ещё и текстовые репортажи. К каждому марафону тщательно готовилась. Первое, что меня интересовало на забеге, — трасса и участники. Какая трасса? Круговая, линейная, количество кругов? На Байкальском марафоне линейная трасса. Какой можно снять репортаж без подготовки? На чём перемещаться за участниками? На оленях? Тогда мне здорово помог организатор Алексей Петрович Никифоров. Я сняла старт, 10 км, полумарафон, 30 км, первой была на финише марафона. Гонка за марафонцами, бегущими по заснеженному по Байкалу, — одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. Тогда я перемещалась на трёх видах спецтранспорта.
О точках съёмки
Мне интересно показать путь марафонца на дистанции, сложности, с которыми он сталкивается, особенности маршрута, погодных условий. Старт обязателен. Если не сниму старт — не произойдёт адреналиновый заряд, и я потеряю связь с марафоном и с участниками. Однажды опоздала на старт, развернулась и уехала. В другой раз опоздала, но поснимала бегунов. Удовольствия никакого не получила — а зачем фотографировать без удовольствия? После старта интересно снять первые бодрые километры, далее пункты питания, борьбу марафонцев на дистанции, финиш, медали, эмоции до преодоления марафона и после, детали подготовки к старту, помощь друг другу. На Московском марафоне в 2013 году у меня получилось пять точек съёмки. Я перемещалась на метро. В 2014 ездила на велосипеде — и тоже побывала в пяти точках. Дистанцию Киевского полумарафона-2013 я целиком преодолела на велосипеде — забег был линейным, иначе я ничего бы не сняла. У меня нет личной заинтересованности, чтобы снять конкретных людей или лидеров забега, не стремлюсь я снять вообще всех участников. Сейчас, конечно, на всех забегах встречаю друзей и знакомых, меня часто приветствуют на трассе, и я всегда с радостью реагирую и делаю фотографию, если получается. А может и не получиться, потому что работа с оптикой — это целая история.
Самые неинтересные для меня моменты съёмки — финиш и награждения. Потому что это финиш для спортсменов, а для меня — середина дистанции: впереди разбор и обработка фотографий, публикация и только потом мой личный результат — готовый репортаж. Затем — разбор полётов, самокритика, общение с участниками... Если не опубликую репортаж в день пробега, считаю, что не финишировала вместе со всеми. Спешу ещё и потому, что в будние дни заниматься фотографиями не будет времени.


О необычных случаях
На Московском Международном Марафоне Мира в 2011 году мне дарили цветы с клумб! Но самые интересные случаи — это интересные фотографии и их много. У меня есть коллекция воздушных поцелуев от триатлета Антона Медведева с трёх разных полумарафонов, есть фотография «мысли бегунов перед стартом». Однажды меня даже попросили удалить снимок из репортажа, потому что, как написал участник, «жена не поймёт такой благотворительности». А просто увидела, как девушка массажировала плечи перед стартом бегуну и была тронута такой заботой — сфотографировала. Иногда бывало и такое, когда на соревнованиях вдруг клинило фотоаппараты, или я забывала отформатировать карту памяти и прямо на старте экран сообщал: «Карта заполнена». Если честно, то интересных случаев, я даже боюсь и радуюсь, особо нет. Однажды спросила одного марафонца: «Расскажи смешной случай про марафон?» Он ответил: «Мне очень повезло, ничего смешного на марафоне со мной не происходило». Ох, как я его понимаю сейчас!
О ракурсе
Забеги сейчас стали массовыми, что радует, но снимать при этом стало сложнее. Чтобы найти интересный ракурс, надо подумать и побегать. Я вот стремянку купила. И сейчас могу быть немного выше всей «бегущей змейки» марафонцев. Использовала её уже три раза в прошлом году. Пока не очень довольна, но ракурс нравится, хоть и сложно удерживаться на ветру, стабилизации никакой. На осеннем марафоне в Зеленограде был сильный ветер на мосту, так я чуть не грохнулась со своей стремянки.


О планах
Я давно думаю провести фотовыставку, связанную с конкретным забегом. Я родом из Тарусы, это места Марины Цветаевой и Константина Паустовского. У Цветаевой есть стихотворение про бег в Тарусе — «Бежит тропинка с бугорка». Шучу, конечно, стихотворение не про бег, но мне кажется, эту фразу лучше всех поймёт бегущий человек. Мне бы очень хотелось когда-нибудь провести в цветаевских местах забег — марафон или полумарафон, даже есть название «Долина грёз».
Стать организатором забега пока не позволяет смелость и отсутствие свободного времени. Сейчас много профессиональных организаторов. Вдруг Таруса привлечёт кого-то для проведения забега — тогда я помогу во всём и уж точно сделаю выставку. Вообще, материал для выставки у меня вроде бы есть, я сняла более ста различных соревнований. Но всё чего-то не хватает. Зато у меня нет проблем с подарками друзьям-спортсменам — дарю свои напечатанные и оформленные фотографии.
О статичном спорте
Сейчас я бегаю только для поддержания формы — работа-то у меня сидячая. А вот снимать ли соревнование или участвовать — такого вопроса уже не возникает. Фотографирую забег, а потом бегаю одна в парке. Осенью пробежала 10 км на забеге Дмитрия Ерохина. Финишировала, на меня надели медаль, села в машину и поехала домой. Еду и думаю, да что же не так? Почему в душе какая-то пустота и эмоций ноль? Ах, да у меня же нет фотографий! Нет, я не хочу участвовать, я хочу снимать.
Часто мне кричат вслед: «Маша, когда сама побежишь?» А я отвечаю: «Да я бегаю, бегаю!» Слава богу, мы можем делать в жизни по большей части то, что нам сильно хочется. Разрешите мне, пожалуйста, фотографировать. Знаете, спортивную фотографию называют статичным спортом. В моём случае это очень динамичный спорт. Я никогда не стою на месте. Если кто-то сомневается в моём беге — приглашайте на пробежку. Даже квартиру снимаю в непосредственной близости к Нескучному саду, о чём ещё тут можно говорить.


О приёмах спортивного фотографа
Спортсмен на дистанции не думает, как он выглядит со стороны. Он не позирует, а сконцентрирован на соревновании. Конечно, на любительских дистанциях встречаются позирующие бегуны, которые и летают, и строят забавные гримасы. Но всё равно каждый фотограф спортивных мероприятий должен с большой ответственностью отнестись к съёмке и своему результату. Основная задача фотографа — показать величие спортсмена. У Nike было гениальное название забега «Величие в каждом». Вот это истина. Величие в каждом спортсмене!
Следите за фазой бега, не снимайте бегущих девушек в момент отталкивания от земли, старайтесь снимать при приземлении — тогда у девушек развеваются волосы и вид воодушевлённый. В момент толчка деформруется лицо и даже тело. Не снимайте трагические ситуации, которые могут унизить спортсмена. В репортаже важно показать, как всё было, но не нарушать при этом законы этики фотожурналиста в погоне за эксклюзивом, кем бы вы ни были, любителем или профессионалом.
Спортсмены на дистанции — самое красивое, что я видела в своей жизни. Меня частенько укоряют девушки, вот, говорят, вы снимаете только мужчин. В действительности не могу себе позволить опубликовать для всеобщего обозрения красивую девушку, которую я сняла так, что она похожа на чёрта. А девушек-спортсменок снимать сложнее всех на свете! Они же все красивые. И мальчики красивые, конечно, тоже. Так что, готовясь снимать на соревновании, внимательно прочитайте положение, заранее изучите дистанцию , обозначьте для себя фотопозиции, разберите фазы спортсмена, выберите лучшие — и вперёд.
Фото: Мария Шальнева, Московский Марафон, Семён Лазарев, Александр Берестенев, Елена Введенская, Вера Богатырёва, Сергей Гвоздев, Мариша Мелентьева
Бега на ее сайте все меньше и меньше(...
Но где ж фотопортрет героини крупным планом? Сапожник без сапог?
А вот насчет "приглашайте на пробежку" - это было неосторожно. Где записываться в очередь? ;)
Войдите, чтобы добавить комментарий