Команда NewRunners — о работе над Golden Ring Ultra Trail
Наши коллеги, отвечавшие за организацию спортивной части на Golden Ring Ultra Trail 100, рассказали о том, как подготовить трассу при помощи квадроцикла и топора, а ответственные за пункты питания — о том, как выстоять целый день в аэродинамической трубе.
2 августа в Суздале состоялись соревнования на пересечённой местности Golden Ring Ultra Trail 100, в рамках которых спортсмены и любители испытывали себя на дистанциях 10, 30, 50 и 100 км. Тем же вечером социальные сети расцвели фотографиями уставших и счастливых бегунов с деревянными медалями. Всех финишёров ультратрейла — особенно тех, кто пробежали 50 и 100 км — совершенно заслуженно называли героями и победителями, независимо от финишного времени и места в протоколе.
Мы ещё раз поздравляем всех, кто справился с трассой, собственной усталостью и палящим солнцем, однако эту публикацию хотим посвятить своим коллегам — людям, которые традиционно остаются за кадром, хотя устают не меньше спортсменов.
В мае мы рассказывали вам, как команда NewRunners осуществляла хронометраж на гонке Wings For Life в Коломне. Наши хронометристы работали и на соревнованиях в Суздале. За несколько дней до забега они получили базу данных участников, запрограммировали чипы, наклеили их на номера, а затем провели в стартово-финишном городке не менее 18 часов и несколько дней просидели над обработкой результатов. В итоге каждый бегун получил своё личное время.
В этой статье — для разнообразия и справедливости — мы дадим слово тем, кто за время проведения соревнования вообще ни разу не присел. Наши коллеги, отвечавшие за организацию спортивной части на Golden Ring Ultra Trail 100, рассказали о том, как подготовить трассу при помощи квадроцикла и топора, а ответственные за пункты питания — о том, как выстоять целый день в аэродинамической трубе.
Эдуард Титов — о подготовке трассы и работе на мероприятии
координатор спортивной части забега; помимо прочих обязанностей размечал трассу вместе с Евгением Шабаровым
С точки зрения подготовки трейл значительно отличается от шоссейных забегов, с которыми мы обычно имеем дело. Ввиду характерных особенностей самым тяжёлым для нас было разметить трассу, потому что дистанция огромная и местами непроходимая. Я сам пробегал её трижды: за две недели до старта, когда осматривал трассу, за два дня до забега и накануне, когда мы с Женей делали разметку.
По маршруту невозможно заранее проехать ни на велосипеде, ни на автомобиле. В некоторых местах мы с Женей даже толкали квадроцикл в гору и переносили его на руках. Михаил (здесь и далее: Михаил Долгий, организатор забега Golden Ring Ultra Trail 100 — прим. редакции) специально покупал лёгкий квадроцикл, который весит около 150 кг. Конечно, мы не могли его разом поднять: сначала подтащишь перед, потом зад, где-то приподнимешь квадроцикл с одной стороны, чтобы он мог проехать опасный участок на одном колесе… Вот, например, дорога идёт через болота — ширина полтора метра максимум. В одном месте яма с правой стороны, в другом — с левой. Так и перетаскивали туда-сюда.
Или взять хотя бы знаменитый каскад оврагов, который запомнили все участники забега. Там тоже невозможно проехать ни на чём. Эти овраги даже для бега непригодны. В одном месте мы специально клали трап из деревяшек, чтобы люди могли пробежать по дну оврага — такой там был острый угол.
Размечали накануне с 9 утра до 9 вечера: вешали ленточки на деревья, кусты, даже на траву. Я ставил указатели на тех местах, которые продумал Михаил, и добавлял от себя — там, где они бы мне самому пригодились. Вообще на трейловых забегах очень тяжело сделать разметку заранее. В одном селе я не поставил указатели, потому что боялся, что их украдут.
Когда мы подготовили лесной участок и осталось разметить ту часть, которая идёт по лугам, стало понятно, что на квадроцикле там не проехать, потому что тропа теряется в высокой траве. Я пошёл размечать, а Женя поехал в объезд и пробил колесо в двух местах. Мне пришлось одному бежать 17 км, так как время поджимало. Каково же было моё разочарование, когда я увидел, что в одном месте комбайн скосил все ленточки, которые Михаил заранее для нас оставил в качестве ориентиров.
Мы выходили на замер в москитных шапках и полевой форме, но это помогало незначительно: комаров очень много, особенно у воды. В одном месте было изначально задумано поставить судью — решение было принято в мае, когда комаров ещё не было. Спустя месяц вернулись на трассу, и насекомых было уже такое количество, что от идеи отказались. Чтобы перестраховаться, мы тщательно разметили ленточками этот участок — не каждые 50, а буквально каждые 10 метров.
Одним словом — настоящий трейл! Столько приключений уже накануне, а ведь сам забег — непростое и продолжительное мероприятие. В день старта весь персонал работал не менее 15 часов подряд. Ко мне как к координатору спортивной части стекалась вся информация о бегунах на трассе. Прежде всего мы отслеживали участников Т100, так как это самая длинная и сложная дистанция, многие финишировали уже в темноте, и для нас было важно, чтобы никто не потерялся и не пострадал. Старшие пунктов питания, они же судьи, отмечали всех «сотников», которые пробегали через их точки, и я контролировал перемещение каждого, периодически обзванивая тех, кто пропал из виду — во всех случаях оказывалось, что человек сошёл с дистанции и благополучно вернулся домой или в гостиницу.
Последних бегунов вёл судья Павел Морозов, что очень нам помогло. В роли сопровождающего он пробежал без малого 45 км. Самый последний участник на дистанции 100 км финишировал около 23:30.
В заключении могу сказать, что трейлы проводить очень непросто, так как это не город с чётко прочерченными улицами и перекрёстками, здесь всё гораздо труднее и опаснее. На таких забегах важна слаженная работа команы, да и участники должны осознавать свою ответственность: если вы сходите с дистанции — обязательно найдите возможность сообщить об этом судьям.
Евгений Шабаров — о 18-часовом рабочем дне
ответственный за стартово-финишной зону; кроме основных обязанностей накануне забега помогал Эдуарду Титову с разметкой трассы
Поля, леса, болота, горки… Это в городе у нас барьеры и конусы, а тут ленты, таблички и одноместный квадроцикл, нагруженный инструментами. В горку он не едет, на трудных участках застревает — раз шесть я чуть не перевернулся. Размечали в камуфляжной амуниции, москитных сетках, с досками и топором. За 12 часов на трассе нам встретилось всего восемь человек. Зато комаров и оводов — не счесть! Сетки и репеленты почему-то не спасли.
Эдуард рассказывал, как я проколол колесо в двух местах? Хорошо, что нашлись местные жители, которые дали мне насос — я подкачал колесо и доехал до шиномонтажа. И только потом вернулся за Эдуардом, который в одиночку бежал 17 км по полю.
Два раза нас настиг дождь, в первый раз — в самом начале. Промокли сразу и весь день работали в сырой одежде. В 9 часов вечера закончили размечать дистанцию и начали помогать организаторам, брифинговать судей. У судей, конечно, непростая работа. Не понимаю, как они смогли выстоять по 16-18 часов на пунктах питания на холоде.
Это для бегунов всё начинается в 7:30, а для персонала — гораздо раньше. В день забега мы проснулись в 4 утра, а освободились где-то в половине первого ночи. Утром — брифинг волонтёров стартово-финишной зоны, запуск выдачи футболок, подарков, медалей, ну и контроль этого участка. Вечером, уже после финиша последнего бегуна, закрытие зоны, демонтаж. Мне повезло больше, чем другим коллегам. Когда финишировали все участники на дистанции 10 км и волонтёры вошли в ритм работы, мне удалось даже пару часов поспать — прямо на земле в шатре хронометража.
Вообще меня соблазнили квадроциклом, я ради него на эту авантюру пошёл. Шучу! Это был очень интересный опыт. Правда, после целого дня за рулём квадроцикла я не мог разогнуть пальцы. Зато работа не сидячая.
Александр Парфёнов — о большой ответственности
ответственный за пункт питания и судья забега
На забеге я исполнял две роли: старший на пункте питания и судья. Как судья я должен был фиксировать всех «соточников». Они пробегали мой пункт два раза: примерно на отметках 45 км и 95 км. Кроме этого, я показывал всем бегунам направление движения, чтобы никто не сбился с пути.
В функции старшего ПП входило формирование и погрузка продуктов, транспортировка их до места, развёртывание пункта питания непосредственно на месте, правильная выкладка продуктов и воды на столах, обеспечение бесперебойного питания для всех спортсменов. У меня в распоряжении были три волонтёра, необходимо было их инструктировать: как резать фрукты, шоколад, сколько и когда выкладывать, как наливать воду и в каком порядке расставлять стаканчики, следить за ними и помогать по мере необходимости — конечно, я вместе с ними и работал. Собирали мусор возле нашего пункта, следили за чистотой, поддерживали бегунов морально. Волонтёры были со мной до конца. Стойкие ребята, особо не хныкали.
В день забега мы были на месте погрузки продуктов в 5:30 утра. Обратно вернулись в 10 часов вечера.
На нас лежала огромная ответственность, ведь на таких длинных дистанциях питание и вода становятся едва ли ни самым важным факторами. Если вдруг кому-то не хватит воды или фруктов на 95-м км — бегун даст негативную оценку всему мероприятию. Поэтому волнение было, и оно не дало мне уснуть в ночь перед стартом. Ещё надо было быть готовым, что кому-то вдруг станет плохо — надо будет оказывать первую помощь. Для этого у нас была аптечка, нашатырь, сердечные капли, ну и, разумеется, телефон и рация для экстренной связи. Слава Богу, всё обошлось!
Все пробегающие мимо нашего пункта спрашивали, далеко ли до финиша. Услышав ответ — около 6 км — многие приободрялись. Я старался разговаривать с теми бегунами, которым, на мой взгляд, было тяжело, особенно на 95-м км. Подбадривал их, расспрашивал про трассу, про природу. В общем пытался немного отвлечь от дистанции, «переключить» их сознание хотя бы на минуту. Многие, поговорив на отвлечённые темы, начинали даже улыбаться!
Очень трудно было ждать последних «соточников» на втором круге. Казалось, что время растягивалось с каждой минутой. Когда на трассе осталось два человека, солнце уже село, и мы забеспокоились: как же они будут бежать по полю без фонарей! Эд (Эдуард Титов, координатор спортивной части) регулярно звонил и спрашивал: «Как там, прошли?» Тревога нарастала. Мы светили фонариком и давали сигнал фарами, чтобы нас можно было увидеть издалека. Через некоторое время мы увидели вдалеке свет налобного фонаря, он двигался в нашем направлении. Когда фонарик приблизился, оказалось, что это судья, который привёл одного бегуна. Но где ещё один? Никто его не видел и не слышал. Тут уже пришло время бить тревогу. Приехали организаторы, начали обсуждать, как будем действовать — и тут звонок от Эдуарда. Оказалось, что пропавший бегун давно сошёл с дистанции и сидит дома пьёт чай с мятой! Поругались, конечно, зато такое облегчение испытали — все живы, никто не потерялся и не пострадал!
Забег стал испытанием не только для бегунов, но и для тех, кто над ним работал. Мы сами питались тем, что было на нашем пункте — преимущественно конфетами. Теперь на сладкое даже смотреть не могу. Когда приехали в штаб, я первым делом достал банку тушёнки и стал есть её прямо из банки. Никогда не ел такой вкусной тушёнки.
С 5 утра до 11 вечера я практически не присел. Мы стояли под мостом, где постоянно дул сильный ветер, как в аэродинамической трубе! Несмотря ни на что, я очень доволен и горд, что внёс свой вклад в этот эпический трейл. Мне приятно, что я смог хоть как-то помочь спортсменам пробежать свои 30, 50, 100 км по нелёгкой трассе.
Валерий Львов — о навыках устного счёта и предусмотрительности
старший самого загруженного пункта питания и судья забега
Мне достался сдвоенный пункт питания: на первом круге он приходился на 17-й и 37-й км; на втором — на 67-й и 87-й км соответственно. Плюс ко всему я должен был переписывать номера «соточников». Самым трудным было накормить первую волну, когда участники забегов на 30, 50 и 100 км подлетели одновременно. В наши задачи также входило разделять потоки 30 и 50 км. Это на шоссейном забеге достаточно просто выставить выгородку, здесь же атлетам нужно буквально пальцем указывать на начало не очень приметных тропинок. Мне очень повезло, что на мою точку пришло много болельщиков: кто-то добровольно помог волонтёрам с нарезкой фруктов и водой, а три человека помогли разводить потоки.
Работа на пункте питания в целом не сложная, но в период наплыва бегунов нервная. Нужно собрать столы, выгрузить и удобно расставить ящики с питанием и бутылками, разлить воду и разложить питание. Организовать мусорные ящики. Если «волонтёры-кормильцы» раньше никогда подобных вещей не делали, нужно объяснить, почему не нужно наливать стаканчик до краев, а сами стаканчики следует расставлять на столе свободно и так далее. Лучше даже не объяснять, а продемонстрировать — самому изобразить подбегающего атлета и показать: вот так схватить стакан удобно, а так — нет.
Когда пункт питания захлёстывает основная волна, действуешь рефлекторно: режешь, наливаешь, отшвыриваешь мусор... и только в какой-то момент замечаешь — схлынуло! Можно перевести дух, убрать мусор, посидеть, провести ревизию остатков и сделать дозаказ.
Я готовился к тому, что проведу на пункте питания весь световой день, и так и произошло: мы выехали из стартового городка в 6:10 утра, а упаковались в обратный путь ровно в момент восхода луны. Красиво, конечно, но я уже не очень соображал.
Нам очень повезло, все пункты питания располагались под мостами, плюс у нас была фирменная палатка Redbull. Однако, когда я собирался в Суздаль, всё это мне было не известно, и я взял с собой палаточный тент, куртку-штормовку и примус. Тент не пригодился, а вот на горелке мы сделали кофе, лапшу и были довольны жизнью!
Самым трудным было не просчитаться, не подвести людей. На забеге в Суздале мы сами комплектовали машину, делили питание и воду перед погрузкой. Приходилось постоянно считать. Вот тысяча бутылок, тебе полагается четверть — хватит ли? Нет, не хватит. Зато есть пятилитровые бутылки. Прикинул в уме — вроде сходится. А сколько взять бананов? А куда их положить? В итоге на моём пункте питания всё сошлось: воды и стаканов хватило, печенья было с избытком, даже нож не забыли. Правда вместо сникерса, который я сам и делил, погрузил почему-то конфеты грильяж, но вроде никто не жаловался.
Команда NewRunners выражает благодарность организаторам Golden Ring Ultra Trail 100 за возможность поработать над самым масштабным отечественным трейлом этого сезона. С нетерпением ждём следующего года!
Фото: facebook.com/GoldenRingUltraTrail, Евгений Шабаров, Эдуард Титов, Валерий Львов, Лев Гришин
и да - слова - всего 6 км до города - очень замотивировали ускориться!))
Войдите, чтобы добавить комментарий