Как замерялась трасса Московского Марафона
Воскресенье. 6:00 утра. Престижная аллея ОК «Лужники». Рабочие демонтируют конструкции, оставшиеся с прошедшего накануне забега adidas energy run. Кроме грузовика, в который они укладывают разобранные элементы, на набережной еще пять машин: ДПС, два автомобиля съемочной группы канала Москва-24, помощники измерителя и команда Московского Марафона. Нам предстоит проехать дистанцию в 42 км, следуя за представителем Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) и Ассоциации международных марафонов и пробегов (AIMS), который преодолеет трассу на специально оборудованном велосипеде.
Герой дня, к работе которого приковано наше внимание — измеритель AIMS/IAAF категории «А» Тадеуш Дзеконский, специалист высочайшего класса, который обслуживает крупнейшие соревнования, проводимые под эгидой вышеуказанных ассоциаций в странах Европы и Африки. К слову, именно он замерял трассу для предстоящего Чемпионата мира по легкой атлетике, который пройдет в Москве в августе, а также трассы Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани. В ярко-желтом костюме со светоотражающими элементами, в шлеме, надетом поверх кепки с козырьком, с баллоном краски на поясе, картой, блокнотом и другими нехитрыми на первый взгляд инструментами, он будет крутить педали в течение шести и более часов, пока мы будем ехать в машине.
Технология
Чтобы получить статус сертифицированной трассы, маршрут забега замеряется на специальном велосипеде, оборудованном датчиком Jones. Он представляет собой механический счетчик, который крепится на переднее колесо и показывает ряд цифр. Каждая цифра регистрирует только один сегмент колеса, что обеспечивает высокую чувствительность и гарантирует точность измерения. Таким образом движение одного сегмента может означать 3-4 единицы измерения датчика на 30 см длины.
Прежде чем начать работу, датчик необходимо откалибровать: проехать на велосипеде отрезок, длина которого точно известна (например, круг на стадионе), и определить, какому значению на счетчике она равна. Калибровку необходимо выполнять перед каждым замером, так как температура воздуха, атмосферное давление и то, как накачаны шины, влияет на диаметр колеса, а значит, одним и тем же показаниям датчика может соответствовать разное расстояние. После замера колесо калибруется заново, чтобы учесть изменения температур и давления, которые произошли в течение дня.
Чтобы избежать необходимости установки датчика, Тадеуш Дзеконский приезжает со своим колесом, которое устанавливается на велосипед, предоставляемый организаторами марафона.
Когда велосипед готов к работе, измеритель проезжает трассу несколько раз по самой короткой траектории, огибая углы по кратчайшему радиусу в 30 см от внутреннего края и проезжая диагонали напрямую — это делается для того, чтобы длина, пробегаемая бегуном не была короче заявленной. Измерив дистанцию в июле, Дзеконский вернется в августе, чтобы повторить процедуру. Показание нового замера не должны отличаться от предыдущего более чем на 0,08 процента.
Процесс замера — опасный и кропотливый труд, который требует массы подготовительных работ. Так, накануне проходит обязательный объезд маршрута. В этот день измеритель вместе с организаторами внимательно осматривают трассу, анализируют сложные повороты и развязки: обсуждают, как огораживать отдельные участки пути (например, широкие повороты, чтобы исключить возможность сокращения пути) и где придется эвакуировать машины. Между прочим, если в ходе замера путь велосипедиста преграждает автомобиль, измеритель не объезжает его, а останавливается непосредственно перед препятствием и, не прокручивая колес, отволакивает велосипед параллельно, затем проезжает корпус машины и оттаскивает свое средства передвижения обратно, не делая лишних оборотов колеса.
В ходе подготовительных работ измеритель узнает, по какой стороне улицы побегут участники марафона, по одной полосе или двум, какие улицы будут перекрыты полностью, а какие — частично. Сам замер осуществляется рано утром, чтобы не создавать помех движению транспорта. Тем не менее, помехи неизбежны. Так как велосипед должен проехать по самому короткому маршруту (там, где фактически будет ступать нога бегуна в сентябре с учетом перекрытых дорог), измерителю приходится выезжать на резделительные полосы и полосы встречного движения, спускаться в тоннели и пересекать территории, где в настоящий момент идут строительные работы. Эти и другие опасные участки дорог в день замера открыты для движения автотранспорта.
Кроме того, каждые 5 км (на какой бы участок они не пришлись!) специалист делает остановку, чтобы вбить в асфальт специальный металлический гвозь и обозначить краской отметку. Центр перекрестка на Яузской набережной, разделительная Садового кольца напротив МИДа и двойная сплошная Тверской улицы на подъезде к Манежной площади — сотрудник ДПС, сопровождающий измерителя, признается, что прежде никогда не останавливался в этих местах.
На дистанции
От ошибок не застрахован никто, даже человек с исключительным опытом. Подъезжая к Новому Арбату по Новинскому бульвару, Тадеуш ошибается и едет по верху вместо того, чтобы спуститься в тоннель. До следующей пятикилометровой отметки остается не больше 800 метров, но правила обязывают вернуться назад, к последней метке. Помощники грузят велосипед Тадеуша в машину, и мы едем обратно. Небольшая ошибка накидывает час к общему времени, но их уже никто не считает, несмотря на то, что все голодны.
Между прочим, Тадеуш, как опытный марафонец (это не игра слов, Дзеконский бегает марафоны до сих пор), подкрепляется по мере прохождения трассы, во время коротких технических остановок: перекусывает фруктами и мюсли, пьет зеленый чай из термоса. Мой личный расход — большой стакан кофе и ватрушка. Хочется размять ноги. Не хочется думать, что эту процедуру предстоит повторить в следующем году.
Обычно сертификат AIMS выдается на 5 лет, но в случае с Московским Марафоном это правило не работает. Трассу нужно замерять заново даже при незначительных с точки зрения несведущего человека изменениях, а, как известно, Московский Марафон — это последнее мероприятие, которое состоится на БСА «Лужники». В 2014 году участники второго Московского Марафона финишируют в другом месте.
Обсуждая сизифов труд измерителя, мы не замечаем, как быстро движется работа. К радости команды измерение второй половины дистанции идет бодрее, и в начале шестого часа автопробега мы, оставив машины на парковке, входим на Большую спортивную арену через подъезд, который будет встречать марафонцев. У меня захватывает дух и накатывает усталость, а Дзеконский, который встал в 4:00 утра, чтобы откалибровать велосипед и подготовить все необходимое, выглядит бодрым и собранным. После всех необходимых процедур и замера дистанции на 10 км, проехав последние метры по дорожкам легендарного стадиона, он дает небольшое интервью съемочной команде канала Москва-24, которая снимает документальный фильм о Московском Марафоне.
Правда их всего в стране двое или трое: один в Королеве (Мос. обл.) - кат ."А", один в Питере - "В" и, вроде еще один в Е-бурге "С"(?).
В нашей стране есть сертифицированные трассы в том числе и категории "А", а про вызов поляка - это оригинально, поэтому и спросил.
http://aimsworldrunning.org/courses.htm
Войдите, чтобы добавить комментарий