Как перекрывают город для Московского Марафона
Этой осенью участники Московского Марафона в третий раз пробегут 42,2 км по захватывающему маршруту в самом сердце столицы. В связи с проведением мероприятия утром 20 сентября автомобильное движение будет ограничено на многих центральных улицах Москвы. Неизбежные для городских марафонов перекрытия традиционно вызывают негативные комментарии автомобилистов, а опыт нашей редакции показывает, что даже бегуны в большинстве своём не представляют, как осуществляется этот сложный процесс.
Как разрабатываются перекрытия
В согласовании проведения марафона принимают участие около 15 департаментов и служб города Москвы, включая Департамент физической культуры и спорта города Москвы, а также Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Сначала все вопросы прорабатываются от и до с городскими начальниками, которые формируют основополагающие документы. После этого идёт более детальная проработка со всеми службами, которые участвуют в проведении марафона. Так, например, в перекрытии города непосредственно задействованы ГУВД, ГИБДД, ЖКХ и многие другие.
Система перекрытий разрабатывается таким образом, чтобы марафон прошёл максимально безболезненно для жизни города. Когда задумывался маршрут нового Московского Марафона, мы презентовали трассу в ГИБДД в нескольких вариантах. В первую очередь преследовалась задача проложить маршрут через основные достопримечательности. Затем в результате дискуссий выбрали самый комфортный для города вариант. Тем не менее, трасса марафона существенно ограничивает движение в нескольких районах на пару часов.
Сейчас мы дополнительно прорабатываем создание специальных автомобильных «артерий», которые позволят машинам уезжать с заблокированных территорий. Так, например, по опыту двух лет была разработана линия, по которой машины могут покинуть территорию Якиманки, выехав на Большой Каменый мост (оттуда можно проследовать на Арбат, Садовое кольцо и так далее). Ещё одна «артерия» позволяет выехать на Садовое кольцо с улиц Покровка и Маросейка, которые фактически заблокированны на время проведения марафона. Эти коридоры для проезда транспорта выгорожены с двух сторон барьерами или водоналивными конструкциями.
Особенности марафона в Москве
В Москве сотрудниками ГИББД трасса марафона выгораживается полностью. Наличие транспорта на трассе не допускаются — исключение составляют машины скорой помощи, обслуживающий транспорт и машины оганизаторов. На некоторых марафонах у автомобилистов есть возможность пересекать трассу забега: полицеские, регулирующие движение, пропускают машины, когда поток бегунов начинает немного редеть и между ними появляются просветы. Мы от подобной практики отказались сразу ввиду её небезопасности. Наблюдая бесконечную вереницу бегунов, которая заставляет их ждать, автомобилисты злятся, теряют терпение и, когда у них появляется возможность ехать, срываются с места, рискуя сбить кого-то из бегунов или зрителей.
Мы следуем по другой схеме: сотрудники ГИБДД, которые организуют движение в районе проведения марафона, работают над тем, чтобы автомобилисты не вставали в глухие тупики. На заблокированных территориях находится не один, а сразу несколько сотрудников ГИБДД, которые управляют потоками. Если машина подъезжает к тупику, её направляют в ту сторону, где можно выехать.
Две дистанции: 42,2 км и 10 км. 148 улиц. 44 точки активности на дистанции. 28 км выгородки. Таков масштаб Московского Марафона.
Трасса выгораживается барьерами и грузовыми машинами. Для перекрытия крупных магистралей используются КамАЗы. В перекрытии марафона задействовано более 400 машин. Плюс таких «заграждений» в том, что в случае необходимости они могут быстро уехать, при этом их не так-то просто подвинуть. К сожалению, в Москве достаточно автовладельцев, особенно на дорогих внедорожниках, которые пытаются проехать там, где нельзя. Но что такое внедорожник против КамАЗа?
Подготовительные работы на трассе
С учётом специфики организации бегового мероприятия город выделяет нам час на выгородку дистанции. Однако подготовительные работы начинаются за двое суток до марафона. С помощью грузовых машин мы заранее развозим оборудование: барьеры, конусы, точки питания, элементы навигации. Непосредственно за час сразу несколько бригад выставляют всё это с обочин на дорогу и выгораживают трассу. Работают максимально быстро по чёткому техническому заданию.
Есть районы, в которых мы бежим по основным магистралям, где есть припаркованные автомобили. Специально для них организуется близкая к бордюру линия, по которой они могут выехать на примыкающие улицы. Конечно, это касается только тех машин, которые припаркованы по правилам. Машины, которые припаркованы с нарушением правил, эвакуируются.
На Бульварном кольце улицы, по которым мы бежим, полностью освобождаются от припаркованных машин. Автомобили перемещаются на соседние улицы (не на штраф-стоянки). Чтобы минимизировать количество работы, сотрудники ГИБДД заступают на службу накануне и с вечера начинают информировать автомобилистов о том, что завтра здесь будет проходить марафон, и рекомендуют альтернативные места для парковки. Кстати, по пути движения марафона, на Савинской набережной, в одном месте сосредоточено большое количество ночных клубов. Обычно мы заранее связываемся с владельцами этих клубов и просим их оповещать своих посетелей, чтобы они не оставляли машины на набережной в ночь перед марафоном.
Как восстанавливается движение
Вся дистанция поделена на участки, и у каждого есть свой руководитель. Пока бегуны не пробегут весь участок, движение на нём не открывается. Как только последний бегун выбежал за пределы территории, начинается всеобщая мобилизация участка: барьеры, точки питания, информационные указатели перемещаются на бордюры; машины ЖКХ оперативно чистят дорогу; а сотрудники ГИБДД начинают постепенно восстанавливать движение. Таким образом, когда поток бегунов двигается по дистанции, следом за ним всё разбирается, чистится и приходит в движение. Поэтому, например, Саввинская набережная, по которой мы начинаем бежать, освобождается для движения уже через час после старта.
О развитии и нововведениях
На Московском Марафоне есть замыкающая машина скорой помощи и есть замыкающий автобус, который собирает бегунов, которые не укладываются в установленный лимит по времени. Исходим из темпа, который позволяет пробежать марафон за 6 часов. Собирать бегунов начинаем с середины дистанции (21,1 км). В этом году у нас появится ещё и дополнительная замыкающая машина, на которой будут установлены часы со временем марафона. Судья, сидящий в этой машине, будет следить за тем, чтобы последние бегуны укладывались в тайминг.
В этом году мы также собираемся организовать центр управления мероприятием, куда войдут представители разных городских службы. Они будут работать сообща, чтобы не тратить время на передачу информации от одного человека к другому. С нашей стороны там будет диспетчер. Так делают на всех крупных марафонах.
Фото: Moscow Marathon
Войдите, чтобы добавить комментарий