Необходимый марафон: отчёт о марафоне «Дорога жизни»
45 лет без перерыва в конце января бегуны выходят на берег Ладоги, чтобы при любой погоде финишировать в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге. Трасса и атмосфера марафона «Дорога жизни» дают шанс пережить ощущение пути, который не просто хочется, а надо пройти до конца. Участник марафона рассказал, как дистанция создаёт это чувство.
«Дорога жизни» — название честное и суровое. Оно означает: если в нужный момент не пройти эту дорогу — кто-то умрёт. Непременно. Или не получит хлеба, или не будет спасён, эвакуирован. Так «Дорога жизни» спасла меня. Мою бабушку Риту девятилетней вывезли из Блокады и тем спасли саму возможность рождения моей мамы. Мама рассказала мне об этом ночью накануне старта.
Эта эвакуация была настоящим преодолением. Надо было пережить несколько часов пути в мороз, не пассажирами — грузом в открытом кузове «полуторки» под куском брезента: старшие на дне, младшие сверху. Грузовики не пролетали трассу в один приём, нужно было стоять, пережидать бомбардировки. Дети боялись, но никуда не могли из кузова деться. При выгрузке их приходилось буквально отдирать от кузова. Примерзали накрепко. Но тысячи людей сутки за сутками 872 дня подряд преодолевали этот марафон, чтобы выжить самим и дать шанс выжить другим. Судьба войны и страны держалась на пуповине «Дороги жизни», которая дала Ленинграду силы выстоять, а врагу мешала собрать силы на одном направлении удара.
Мы помним. И бежим. Пробег по «Дороге жизни» проводится уже 45 лет подряд, с 1973 года это классический марафон. Организаторами накоплен значительный опыт, поэтому всё необходимое для участников здесь есть. К месту переодевания и стартовым позициям (а помимо основного, есть ещё забеги на 5 км, 10 км и 21,1 км — у двух последних старт отдельный) участников доставляют на автобусах. Движение транспорта на время пробега закрывается, дежурит скорая. Пункты питания (изюм, бананы, чёрный хлеб с солью, тёплый сладкий чай с лимоном, кока-кола) и туалеты, на каждом пятикилометровом рубеже, включая отметку 40 км.
Важно быть внимательным: сесть в автобус, который везёт к старту вашей дистанции, запомнить его номер и старшего судью автобуса. Автобус на время забега будет камерой хранения ваших вещей и привезёт их к финишу.
Марафон проводится в воскресенье. Лучше приехать в Петербург в субботу: дорога к месту старта и без того займёт немало времени. Посадка в автобусы с 8:00 до 8:45. Затем доставка к месту переодевания, и в 11:00 участников развозят по стартовым позициям. Совмещать в одних сутках это четырёхчасовое действо с путешествием на поезде, как мне кажется, нежелательно. Ведь потом предстоит ещё три-четыре с лишним часа работы на дистанции.
Основные предстартовые мероприятия (регистрация и выдача пакетов участников) проводятся в субботу. Исключение делается для иногородних участников. На каждой дистанции работает своя группа организаторов. В этот раз произошла накладка при работе с бегунами, которые зарегистрировались через интернет. Их на всех дистанциях в сумме оказалось около 700 человек. Для работы с этой толпой выделили столько же людей, сколько на одну дистанцию для регистрации явочным порядком. Впрочем, организаторы давно не сталкивались с таким большим числом участников: их оказалось более полутора тысяч, при том, что планировали не более 800. Поэтому не всем, кто прибыл в день старта, достались номера участников. Судя по тому, как организаторы справлялись с проблемами по ходу дела, предположу, что в следующем сезоне у них всё будет в порядке.
И уж кто точно не подведёт, так это трасса. Одна из участниц забега, Сусанна Томашевич, так и написала об этом в своём личном отчёте о забеге: «Дорога Жизни» проходит в любую погоду, она не предаст, она всегда даст шанс и только от тебя зависит, сможешь ли ты её преодолеть. Спасовать можешь только ты, но не она, в ней ты уверен».
Дорога, действительно, даёт шанс, она ведёт тебя, отмечая каждый километр пути: вдоль трассы установлены не просто километровые столбы, но памятные знаки, и когда бежишь к городу, всё время видишь, как сокращается расстояние до цели 42, 41, 40.
Покрытие было довольно чистым, не скользким, никакая специальная обувь в этот раз не требовалась. О том, как надо одеваться для бега зимой, уже очень много написано, примерно так все и были одеты. Среди бегунов очень много опытных марафонцев. Для новичков стайерского дела вроде меня это важно: всегда можно найти того, чей темп тебе подходит, и держаться за этим человеком. Мне очень помог Михаил Куприянов, просоленный боец из Торжка, энтузиаст бегового движения. Держал ровный темп, разговаривал, шутил — сильно облегчил прохождение трассы и выполнение моей личной спортивной задачи. Впрочем, можно никого особенно и не искать: на марафоне работают и официальные пейсмейкеры. Судя по отзывам, все они выполнили свою работу чётко и привели группы к назначенному результату.
Бежать по Дороге жизни, несмотря на холод, приятно. Вокруг белые узоры заиндевевших деревьев, в каждом посёлке на обочину выходят люди, и негромко, я бы сказал, тактично поддерживают. Самим фактом стояния на морозе они свидетельствуют почтение к каждому человеку, продвигающемуся мимо них с номером на груди. Трасса разнообразна: есть повороты, подъёмы и спуски. Хоть труда и прибавляется, бежать от этого только интереснее. И всё время есть на что посмотреть: то природные красоты, то памятники — ни на минуту не забываешь, по какой дороге бежишь.
Силы я вновь рассчитал неверно, и в конце стало очень тяжело: несмотря на то, что я «бежал», по скорости продвижение вперёд было пешим. В определённый момент показалось, что и выполнение плана — «выбежать» из четырёх часов — под угрозой. Это показалось неправильным, недостойным что ли. «Тут так нельзя», — подумалось мне. Собрался и добавил. Последние 50 метров по внутреннему ощущению (не знаю, как на самом деле) провёл в спринтерском беге и задачу свою выполнил.
На финише сразу тёплый (не горячий, и это важно) чай, гречневая каша с мясом, а затем автобус в баню. Мёрзнуть стоя нигде не пришлось. Зато было время подумать о своём беге. Сразу стало ясно, что силы я отдал не все, не смог вложить их в скорость. Осознал и то, что мороз и ветер совершенно не помеха не только для тренировочных пробежек, но и для полноценного соревновательного участия и установления личных рекордов. Я не один такой, у Rachael Cavanaugh из Манчестера, тоже new personal best — 3:12:50. Кстати, рекорд «Дороги жизни», если верить Википедии, установлен ещё в 1975 году. Тогда Александр Матвеев преодолел дистанцию за 2:20:48. По другим данным, в 1977 году Анатолий Герасименко улучшил этот результат на несколько секунд. Так или иначе, у нынешних бегунов есть шанс стать рекордсменом известного марафона с великими традициями.
Фото из личного архива Ильи Десятерика
Жаль, что я не попал на этот марафон. В следующем году обязательно поеду.
Войдите, чтобы добавить комментарий