Эстетика, стиль, движение: спортивный фотограф Ася Гакова о своей работе
У каждого из нас рано или поздно наступает минутка самолюбования. Ведь так приятно смотреть на фото, где ты эффектно двигаешься по трассе или с триумфом пересекаешь финишную черту. И всё бы ничего, если бы не лицо – напряженное, сосредоточенное или вовсе искаженное гримасой боли.
Спортивным фотографам действительно приходится нелегко с нами, бегунами. Поймать тот самый момент, объединяющий в себе динамику, характер и красоту атлета, – это настоящий талант, и с одним из таких талантов мы познакомим вас сегодня.
Анастасия Гакова, или Ася (для родных и друзей), по специальности инженер. Она окончила Московский авиационный институт, факультет робототехнических и интеллектуальных систем. Несмотря на то что сейчас Настя работает фотографом, о выборе профессии не жалеет и с теплотой вспоминает студенческие годы. А еще Анастасия увлекается экстремальными видами спорта, так что не удивляйтесь, если где-нибудь в горах увидите нашу героиню верхом на лыжах или сноуборде. Ну или в городе на лонгборде, тут уж как повезет. А теперь узнаем о том, как в руки Насти попала камера:
— Настя, когда у тебя появилось желание снимать? Помнишь свои первые кадры?
Снимала я сколько себя помню. Всё началось с появления «Инстаграма», мне нравилось запечатлевать городские пейзажи, путешествия и своих друзей.
В 22–24 года у меня была маниакальная идея переехать жить в Европу (предпочтительно в Италию), и мы с лучшей подругой завели аккаунт в «Инстаграме» под названием @ihatemoscow, в котором гневались на постоянные стройки, грязь и разруху. Изначально предполагалось, что кадры будут очень мрачными, но в итоге чувство прекрасного восторжествовало – мы начали снимать не только негативные моменты, но и интересные и необычные места Москвы. Красивые и жизнерадостные кадры перекочевали в мой личный аккаунт, со временем на моей странице начали появляться и репортажные снимки людей с выставок и городских событий, снятые на телефон.
Моим увлечением заинтересовались друзья-музыканты – в те времена я плотно общалась с российскими рок-группами. Уже не помню, кто именно, но кто-то из друзей чуть ли не насильно впихнул мне в руки камеру и сказал, что я непременно обязана попробовать поснимать концерт. Зеркальную камеру я до этого концерта вообще в руках не держала, попросила знакомую девочку настроить мне фотоаппарат, она сразу включила мне механический режим, а я так весь концерт на одних значениях и проснимала. (Нужно понимать, что концертная съемка – один из самых сложных видов репортажки: свет меняется постоянно, люди хаотично и быстро скачут по сцене, размах колоссальный.) Репортаж, на удивление, получился вполне сносный, я решила приобрести любительскую зеркалку (вроде это был Canon 600D).
— А дальше?
Вот дальше началось самое интересное: я решила сменить работу и устроилась менеджером в ивент-компанию. Начальник нашел мой аккаунт в «Инстаграме», заинтересовался моим увлечением фотографией и попросил поснимать бэкстейдж нескольких мероприятий. Кадры взяли в работу. Мероприятий становилось больше, на всех меня просили поснимать что-нибудь для внутреннего использования. А потом наша компания открыла серию вечеринок-лекций, где я работала не только менеджером, но и постоянным фотографом. На лекции приходили известные гости: активные деятели искусства и прочий московский бомонд, так появились первые клиенты. Клиентов становилось всё больше, пользуясь связями, я начала пробираться в закулисье Недель моды в Москве и автосалонов, мое увлечение стало приносить доход, а еще отнимало кучу времени. Пришлось выбирать что-то одно. Выбор пал на фотографию.
Если честно, никогда не хотела работать фотографом, и если есть в этом мире судьба и забавные совпадения, то это всё они. Жизнь постоянно пихает меня в фотографию, я даже несколько раз пыталась сопротивляться, но она решительно не хочет меня отпускать.
Курсов никаких не оканчивала, всё всегда происходило по наитию. Повторюсь. Мне очень повезло. В моей жизни есть два наставника: мой бывший начальник, который привил мне вкус и на пальцах объяснил, что нужно потребителю, и опытный знакомый фотограф, который до сих пор дает мне кучу дельных советов. Относительно недавно я начала посещать лекции, мастер-классы и читать профессиональную литературу.
— Чьи работы тебя вдохновляют?
Мой любимый фотограф – Хельмут Ньютон, его снимки можно рассматривать часами, он прекрасно раскрывает характер персонажа и создает атмосферу в кадре. Само собой, я подписана на блоги нескольких заграничных фотографов, которые близки мне по духу и цветоощущению, что очень важно.
— Как ты пришла к спортивному фото?
Спортивная фотография, как и вся фотография в целом, пришла ко мне сама абсолютно случайно через друзей. Сняла корпоратив спортивного бренда одежды. Политика компании завязана на спорте, так что это был не стандартный корпоратив за круглыми столами с белыми скатертями, а корпоративный забег в невероятной красоты осеннем поле. Через ребят из этой компании познакомилась с бегунами, дальше по сарафанному радио пошли забеги.
— Какие спортивные мероприятия снимала?
В основном это работа с командой Московского марафона: полумарафоны, марафоны. А еще снимала забег NewRunners – Track&Field.
Этим летом довелось работать в компании немецких гонщиков команды BMW на заездах DTM / Raceway Moscow.
— Были ли кадры, которые ты ловила, но не поймала?
Такие всегда есть, к великому сожалению. Скорость происходящего дает о себе знать, ты должен очень быстро соображать и управляться с техникой, которая не всегда за тобой успевает.
— Чем спортивная фотография отличается от остальных?
Спортивная фотография – один из моих любимых подвидов репортажной съемки. Ты постоянно находишься в сцепке с окружающими – это жизнь, энергия и сила воли, бьющие через край в каждом участнике забега/игры/соревнования.
Спорт – это эстетика, стиль и постоянное движение. Тебе не нужно придумывать сюжет, ты просто должен полностью погрузиться в этот момент и прожить его с объектом съемки.
— Сколько раз снимала беговые состязания?
Серьезные и масштабные – раз 7 примерно.
— Сколько удачных кадров получается после спортивной съемки?
Зависит от количества часов. Если в процентах, то удачных кадров примерно 25–30 %
— На какую камеру снимаешь?
Сейчас – на Canon 6D.
— Три твоих лучших кадра с бегунами.
— Требуется ли к бегунам особый подход?
Нет. Эти люди сами к кому угодно подход найдут. Обожаю их за легкость в коммуникации.
— Часто ли бегуны просят прислать свои фото после соревнований?
В основном эти бегуны пересекаются со мной и в обычной жизни, на марафонах можно встретить кого угодно: от одноклассника, коллеги, музыканта до любителей интеллектуальных игр, на которых я постоянно работаю.
Могут и незнакомые люди забрести на мою страницу по хэштегам или через страницу марафона в соц. сетях, но это реже происходит.
— Нравится ли тебе, как профессиональному фотографу, находиться по другую сторону объектива?
От фотографов никогда не уворачиваюсь, но фотосессии себе очень редко устраиваю. Мне кажется, это болезнь всех фотографов: опасение, что тебя снимут не так, как ты сам бы сделал это.
— Какое фото с собой считаешь лучшим?
Как бы банально это ни звучало, автопортрет (улыбается. – Прим. ред.).
Фото: Анастасия Гакова
Войдите, чтобы добавить комментарий