Эстетика, стиль, движение: спортивный фотограф Ася Гакова о своей работе

У каждого из нас рано или поздно наступает минутка самолюбования. Ведь так приятно смотреть на фото, где ты эффектно двигаешься по трассе или с триумфом пересекаешь финишную черту. И всё бы ничего, если бы не лицо – напряженное, сосредоточенное или вовсе искаженное гримасой боли.

Спортивным фотографам действительно приходится нелегко с нами, бегунами. Поймать тот самый момент, объединяющий в себе динамику, характер и красоту атлета, – это настоящий талант, и с одним из таких талантов мы познакомим вас сегодня.

Анастасия Гакова, или Ася (для родных и друзей), по специальности инженер. Она окончила Московский авиационный институт, факультет робототехнических и интеллектуальных систем. Несмотря на то что сейчас Настя работает фотографом, о выборе профессии не жалеет и с теплотой вспоминает студенческие годы. А еще Анастасия увлекается экстремальными видами спорта, так что не удивляйтесь, если где-нибудь в горах увидите нашу героиню верхом на лыжах или сноуборде. Ну или в городе на лонгборде, тут уж как повезет. А теперь узнаем о том, как в руки Насти попала камера:

Настя, когда у тебя появилось желание снимать? Помнишь свои первые кадры?

Снимала я сколько себя помню. Всё началось с появления «Инстаграма», мне нравилось запечатлевать городские пейзажи, путешествия и своих друзей.

В 22–24 года у меня была маниакальная идея переехать жить в Европу (предпочтительно в Италию), и мы с лучшей подругой завели аккаунт в «Инстаграме» под названием @ihatemoscow, в котором гневались на постоянные стройки, грязь и разруху. Изначально предполагалось, что кадры будут очень мрачными, но в итоге чувство прекрасного восторжествовало – мы начали снимать не только негативные моменты, но и интересные и необычные места Москвы. Красивые и жизнерадостные кадры перекочевали в мой личный аккаунт, со временем на моей странице начали появляться и репортажные снимки людей с выставок и городских событий, снятые на телефон.

Моим увлечением заинтересовались друзья-музыканты – в те времена я плотно общалась с российскими рок-группами. Уже не помню, кто именно, но кто-то из друзей чуть ли не насильно впихнул мне в руки камеру и сказал, что я непременно обязана попробовать поснимать концерт. Зеркальную камеру я до этого концерта вообще в руках не держала, попросила знакомую девочку настроить мне фотоаппарат, она сразу включила мне механический режим, а я так весь концерт на одних значениях и проснимала. (Нужно понимать, что концертная съемка – один из самых сложных видов репортажки: свет меняется постоянно, люди хаотично и быстро скачут по сцене, размах колоссальный.) Репортаж, на удивление, получился вполне сносный, я решила приобрести любительскую зеркалку (вроде это был Canon 600D).

418c150ae3b

А дальше?

Вот дальше началось самое интересное: я решила сменить работу и устроилась менеджером в ивент-компанию. Начальник нашел мой аккаунт в «Инстаграме», заинтересовался моим увлечением фотографией и попросил поснимать бэкстейдж нескольких мероприятий. Кадры взяли в работу. Мероприятий становилось больше, на всех меня просили поснимать что-нибудь для внутреннего использования. А потом наша компания открыла серию вечеринок-лекций, где я работала не только менеджером, но и постоянным фотографом. На лекции приходили известные гости: активные деятели искусства и прочий московский бомонд, так появились первые клиенты. Клиентов становилось всё больше, пользуясь связями, я начала пробираться в закулисье Недель моды в Москве и автосалонов, мое увлечение стало приносить доход, а еще отнимало кучу времени. Пришлось выбирать что-то одно. Выбор пал на фотографию.

Если честно, никогда не хотела работать фотографом, и если есть в этом мире судьба и забавные совпадения, то это всё они. Жизнь постоянно пихает меня в фотографию, я даже несколько раз пыталась сопротивляться, но она решительно не хочет меня отпускать.

Курсов никаких не оканчивала, всё всегда происходило по наитию. Повторюсь. Мне очень повезло. В моей жизни есть два наставника: мой бывший начальник, который привил мне вкус и на пальцах объяснил, что нужно потребителю, и опытный знакомый фотограф, который до сих пор дает мне кучу дельных советов. Относительно недавно я начала посещать лекции, мастер-классы и читать профессиональную литературу.

Чьи работы тебя вдохновляют?

Мой любимый фотограф – Хельмут Ньютон, его снимки можно рассматривать часами, он прекрасно раскрывает характер персонажа и создает атмосферу в кадре. Само собой, я подписана на блоги нескольких заграничных фотографов, которые близки мне по духу и цветоощущению, что очень важно.

6694e784170

Как ты пришла к спортивному фото?

Спортивная фотография, как и вся фотография в целом, пришла ко мне сама абсолютно случайно через друзей. Сняла корпоратив спортивного бренда одежды. Политика компании завязана на спорте, так что это был не стандартный корпоратив за круглыми столами с белыми скатертями, а корпоративный забег в невероятной красоты осеннем поле. Через ребят из этой компании познакомилась с бегунами, дальше по сарафанному радио пошли забеги.

d89744a26ea

Какие спортивные мероприятия снимала?

В основном это работа с командой Московского марафона: полумарафоны, марафоны. А еще снимала забег NewRunners – Track&Field.

Этим летом довелось работать в компании немецких гонщиков команды BMW на заездах DTM / Raceway Moscow.

Были ли кадры, которые ты ловила, но не поймала?

Такие всегда есть, к великому сожалению. Скорость происходящего дает о себе знать, ты должен очень быстро соображать и управляться с техникой, которая не всегда за тобой успевает.

Чем спортивная фотография отличается от остальных?

Спортивная фотография – один из моих любимых подвидов репортажной съемки. Ты постоянно находишься в сцепке с окружающими – это жизнь, энергия и сила воли, бьющие через край в каждом участнике забега/игры/соревнования.

Спорт – это эстетика, стиль и постоянное движение. Тебе не нужно придумывать сюжет, ты просто должен полностью погрузиться в этот момент и прожить его с объектом съемки.

Сколько раз снимала беговые состязания?

Серьезные и масштабные – раз 7 примерно.

Сколько удачных кадров получается после спортивной съемки?

Зависит от количества часов. Если в процентах, то удачных кадров примерно 25–30 %

На какую камеру снимаешь?

Сейчас – на Canon 6D.

Три твоих лучших кадра с бегунами.

Требуется ли к бегунам особый подход?

Нет. Эти люди сами к кому угодно подход найдут. Обожаю их за легкость в коммуникации.

Часто ли бегуны просят прислать свои фото после соревнований?

В основном эти бегуны пересекаются со мной и в обычной жизни, на марафонах можно встретить кого угодно: от одноклассника, коллеги, музыканта до любителей интеллектуальных игр, на которых я постоянно работаю.

Могут и незнакомые люди забрести на мою страницу по хэштегам или через страницу марафона в соц. сетях, но это реже происходит.

Нравится ли тебе, как профессиональному фотографу, находиться по другую сторону объектива?

От фотографов никогда не уворачиваюсь, но фотосессии себе очень редко устраиваю. Мне кажется, это болезнь всех фотографов: опасение, что тебя снимут не так, как ты сам бы сделал это.

Какое фото с собой считаешь лучшим?

Как бы банально это ни звучало, автопортрет (улыбается. – Прим. ред.).

f90e7531bd7

Фото: Анастасия Гакова

Поделитесь с друзьями

Комментарии0

Чтобы принять участие в обсуждении Войдите or Зарегистрируйтесь